4 декабря – день введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы считается днём матери-казачки | Оренбургское казачье войско

Поиск по сайту

Оренбургское войсковое казачье общество

4 декабря – день введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы считается днём матери-казачки

Новости

04 декабря 2011 07:46 5254

4 декабря – день введения во храм Пресвятой Владычицы  нашей Богородицы считается днём матери-казачки
 В стародавние времена казаки, исключительно воины, проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь "на чеку" в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей не располагала их к семейной жизни. Жена, семья были обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями, оседало на земле. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то казаки часто женились на "ясырках", т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Отсюда пословица; "бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону".
 Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена, Казки привозили из похода с собой "ясырок" - красивых турчанок, черкешенок и т.д.
"А жён себе красных (красивых) и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем" - так отписывали в своём "казачьем письме" султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жён, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству". Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках, других горских женщинах, уральцы - на ногайках и сартянках, сибирские "казаки - землепроходцы" - на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: "шлите нам баб" и браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок. 

Наши казачки

 Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - "потурчанки". Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств, и своим женским характером они влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок, и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
 Когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц. 
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году, пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". 
 Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки, в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону". 
" О чернобровых казачках" пел поэт Чулков и др. русские поэты... Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков. 
 В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642 г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу (Терское войско), а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев. 
 В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев, и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства. На казачку ложится тяжёлая работа. 
Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода 1812-1815 гг. в обращении своём ко всем донским казачкам благодарит их "земно кланяясь" за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю "домашность". 
 Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой "бабуне", матери и "жалмерке". 
 Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - "Казачья колыбельная песня". Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке. 
 "Краса черкесских дочерей" - М.К.Ефремова, жена славного атамана С.Д.Ефремова открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц. 
 Бабка Кудимовна по "часослову" учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. "Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок. Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня "Липкинского поста".
 "Бабы-георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста", Галина Булавина, Ульянка (героиня романа "Всё проходит" П.Н.Краснов).
Особенно богата историческими именами украинская казачка. 
 Шли века, шла вперёд жизнь, а с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных "кофейниц" - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света - смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова, львица петербургского высшего света, графиня А.П.Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие. 
 Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, образованные казачки, унаследовав от своих прабабок "ясырок" психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения "народников" и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. По-восточному, её идеалом был: Бог, семья и "домашность". Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа "бабушки русской революции" - Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской и т.д.
 На казачьей земле никогда не было крепостного права, "барщины", а посему среди них не было жестоких помещиц, истязательниц крестьян.
 В стихотворении "Косарь", поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон, и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки -"'Дарьянки в повести Л. Толстого "Казаки", а любящая мать-казачка в "Тарасе Бульбе" - Гоголя, Мария Кочубей в "Полтаве" Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже "амператрицы" - жены"мужицкого царя" - Емельяна Пугачёва: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их "фрейлина" Прасковья Ивановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя.
Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы жестокой гражданской войны 1917-1920 гг. Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубан¬ского и др. походов. Партизанки: Чернецова, Галаева. В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки, как и в старину, одни вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от «красных». Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году. Ещё большую стойкость и героизм проявили они в жестокие годы раскулачивания казаков, известны были тогда "бабьи бунты" против коллективизации. Если несколько жён декабристов воспеты были Некрасовым за то, что они последовали за мужьями в Сибирь, то теперь сотни тысяч казачек последовали со своими мужьями в "гиблые места": Нарым, Соловки, Сибирь... на верную смерть. 
В произведениях писателей: П.Н. Краснова, М.А. Шолохова, Ф.Д. Крюкова и др. мы находим прекрасные образы героинь-казачек. 
 И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то "красновская" казачка была способна, не задумываясь, идти на большой подвиг во имя родины.
 В советском "раю" и в эмиграции казачка осталась верна себе, воспитав, вырастив и сохранив своих детей, несмотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине... 

С праздником, дорогие наши матери, жёны, сёстры, дочери!!! Спасибо вам за всё!

Есаул Евгений Бунтов


Все новости



Новости

Из Оренбурга в зону СВО отправились 34 казака-добровольца

27 мая со сборного пункта областного военкомата в зону проведения специальной военной операции на пополнение казачьего добровольческого отряда БАРС-6 «Форштадт» отправилась очередная группа из 34 добровольцев.
...

29 мая 2024 16:20 280

Французский офицер награжден медалью «450 лет со дня старшинства Оренбургского казачьего войска»

Майор французской армии Г. на протяжении ряда лет оказывал поддержку представительству Оренбургского войскового казачьего общества во Франции, в частности при школьных обменах между казачьими кадетскими корпусами...

29 мая 2024 15:48 284

В Екатеринбурге на Дне славянской письменности и культуры работало казачье подворье

25 мая в Свердловской областной межнациональной библиотеке состоялся Фестиваль славянской культуры ко Дню славянской письменности и культуры. Казаки пятого отдела «Исетская линия» представили казачье подворье.
...

29 мая 2024 15:23 292

Все новости
00:00