Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 
Новости за текущий месяц 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


 
 
Облако тегов 
 
 

Дошкольное образование

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский Государственный университет» Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

                        Кошелева Е.В. Николаева Н.В.

Лизунова А.И. Таранова С.П.

 

 

Казачок

 

Программа  художественно – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     г. Магнитогорск

2009г.


Кошелева Е.В, Николаева Н.В,Лизунова А.И.,

Таранова С.П. Казачок: программа художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста – Магнитогорск: МаГУ, 2009.- 80с.

 

                   Рецензент:

 Кандидат педагогических наук, доцент МаГУ

Градусова Л.В.

 

Руководитель проекта: Завалишина В.М., методист    

городского методического центра.

                 

Консультант: Хабарова Л.И., педагог дополнительного образования ЦДТ ОР

 

В программе представлен опыт работы педагогов дошкольных учреждений  г. Магнитогорска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре, истории и традициям казаков  станицы Магнитной в изобразительной  деятельности. Предлагается тематическое планирование кружка,  справочный материал  по данной теме.

 

 

 

 

 @ Кошелева Е.В. Николаева Н.В.

@ Лизунова А.И. Таранова С.П.

@Магнитогорский государственный университет, 2009.


Содержание

      1.Пояснительная записка

2.Психолого-педагогические особенности  изобразительной деятельности детей старшего  дошкольного возраста

3.Тематический план кружка «Казачок»

4.Иллюстративно – тематический план

5.Содержание занятий 

6.Приложения:

Приложение 1.

История станицы Магнитной в датах и цифрах

Приложение 2.

Ведущие темы программы

Приложение3.

Словарь

7.Список  литературы

 

 

« Без культуры национальной человек, как «перекатиполе», не имеет точки отсчета для собственной ориентации в мире. Такой человек опасен для себя и для человечества – он больше других подвержен массовой культуре, стихии стадных диких чувств и поступков»

Б.М. Неменский

 

1.Пояснительная записка

            Культура,  есть исторически определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития. Культура может быть построена только на основе тех запасов знаний, духовных  и материальных ценностей, которые выработало человечество. К сожалению, в последнее время резко снижается воспитательное воздействие российской национальной культуры  в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются «более современными» западными образцами, в общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, цинизм, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.  В условиях ломки нравственных идеалов  общества, приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре,  знакомство с прошлым и настоящим родного края, приобретает особую значимость. Помочь  каждому  ребенку  открыть удивительный  мир  истины,  добра  и  красоты  –  задача   взрослого.

Интересна и многообразна история возникновения города Магнитогорска, которая ведет свое начало из глубины веков от горы Магнитной, крепости Магнитной, станицы Магнитной. Возникновение крепости Магнитной связано с зарождением на Урале казачества. Материальная и духовная культура казаков отражает сложность пройденного  ими пути развития, имеет  собственную яркую, самобытную историю, свои особые нравы, уклад жизни, обычаи. Общим в казачьей среде  являлись верность присяге и любовь к России, воинское товарищество и братство.

  В Магнитогорске и в наши дни   проживают потомки  казаков и  кем бы они ни были, их отличают    такие качества,  как трудолюбие, гостеприимство,  прочные семейные узы.  Современное казачество  сохраняет  традиции, прививает любовь к истории и культуре,  пропагандирует здоровый образ жизни и служение Отечеству.  Все это достойно уважения и служит примером  в воспитании подрастающего поколения. Введение элементов культуры родного края в процесс обучения способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, моральных качеств, развитию творческих способностей.

Программа «Казачок» может стать одним из путей достижения этой благородной цели через художественно – творческую деятельность ребенка.

Задачи программы:

1. Развитие потребности к восприятию прекрасного,  воспитание активно - действенного отношения к миру, умение в продуктивной  деятельности  отражать полученные знания.

 2. Формирование творческой активности на занятиях               изобразительной  деятельности.

3. Приобщение дошкольников к культуре уральского казачества. 4. Воспитание устойчивого интереса к  истории и культуре родного края.

Разработка программы является результатом большой работы по изучению истории станицы Магнитной,  встреч со старожилами г. Магнитогорска, изучения истории казачества  Южного  Урала,  посещение музеев г. Верхне - Уральска и Магнитогорска. Работа по ознакомлению с историей станицы Магнитной вышла далеко за рамки дошкольного учреждения, вызвав интерес в городе. Стали традиционными встречи с казаками, выступления ансамбля казачьей  песни, проведение творческих площадок  для руководителей и педагогов  дошкольных учреждений по данной теме, выставки детского творчества.

        Программа рассчитана на старший дошкольный  возраст

 (5-7 лет), и  адресована  воспитателям  дошкольных учреждений, руководителям  изостудий, кружков. Программа может быть реализована  в полном объеме,   либо отдельные блоки могут быть включены  в содержание основной программы.

Хочется верить, что,  работая по данной программе, воспитатели смогут заинтересовать детей историей и культурой родного края, посеять зерна бережного отношения к традициям и культуре малой  родины.                                       

Авторский коллектив  выражает благодарность за квалифицированную помощь в работе над программой:  педагогу дополнительного образования ЦДТ ОР Хабаровой Л.И., заведующей МДОУ «ЦРР - детский сад  №154» Калашниковой И.Б., музыкальным руководителям   Кеня С.А.,  Маняновой Н.А.,  методисту городского методического центра Завалишиной В.М.,  канд. педагог. наук,  доценту  МаГУ  Градусовой Л.В.

 

Принципы построения программы:

          1.Принцип связи с жизнью, обусловлен необходимостью формирования  прочных     культурных и нравственных взглядов подрастающего поколения. В процессе всего обучения поддерживается постоянная связь с явлениями общественной и культурной жизни, природным окружением, происходит опора на личный опыт самого ребенка.      

          2. Блочно-тематический принцип. Весь программный материал распределяется по блокам, объединенным общей темой. Такое построение программы помогает сохранить ее тематическую целостность и содержательную преемственность.

          3.Принцип интеграции состоит в использовании синтеза искусств на основе общих видов искусства изобразительно-выразительных средств. Осуществление данного принципа способствует развитию эмоционального восприятия ребенка, помогает в создании художественных образов.

          4. Принцип регионализации. Включение  регионального компонента в содержание занятий. Тема малой родины красной нитью проходит через всю программу, являясь одной из ведущих и наиболее значимых тем.

          5. Принцип индивидуализации и дифференциации предусматривает учет уровня развития познавательных и художественных способностей ребенка при определении объема, характера, содержания, форм обучения.

    Все практические работы носят творческий характер и обусловлены конкретными дидактическими целями.       

  6. Принцип вариативности обеспечивает возможность использования в содержании занятий самых различных изобразительных материалов и технологий.

Тематика занятий разбита  на четыре  блока. Темы отдельного блока в первую очередь обуславливаются временем года и связанными с ним особенностями исторически сложившегося уклада жизни казаков. В рамках каждого блока запланированы разнообразные формы деятельности детей. Проведение занятий предполагает  поисково-познавательную деятельность, увлекательные экскурсии, показ видеофильмов, фотографий, семейных коллекций, что  способствует установлению устойчивого интереса к теме занятий, формированию  собственного отношения ребенка к истории, культуре  родного города. Такие занятия развивают  у детей воображение, творческие способности,  навыки

 коллективной  работы.

                      Первый блок посвящен осени, он знакомит детей с исторически сложившимся появлением казаков на Южном Урале. Ребенку в доступной форме объясняется,  откуда появилось название города Магнитогорска. Не случайно название  блока «Вот так это все начиналось».  В нем прослеживается хронология становления города:  гора Магнитная - крепость Магнитная - станица Магнитная - город Магнитогорск.

      Второй блок посвящен архитектурным особенностям станицы Магнитной и зимним обрядовым праздникам.

      В третьем блоке большое внимание уделяется народному декоративно - прикладному искусству. Первое часть занятия проводится в музее детского сада « Южно-уральская светелка», где дети знакомятся со старинными вещами казаков из станицы Магнитной, с различными видами рукоделия,  ремеслом.

      Четвертый блок завершающий, определяется  весенним периодом года и включает в себя занятия по ознакомлению детей с различными видами производства, существовавшими в станице: кузнечное, гончарное, кожевенное. Этот блок посвящен в основном мужскому роду занятий станичников. Так как казаки были военнообязанными, поэтому  большое значение уделяли  оружию, военной  форме, геральдическим  символам.

      Кружковая работа с детьми по данной теме не ограничивается только изобразительной деятельностью, а включает в себя и другие виды деятельности, такие как:

      -познавательная;

      -художественно – речевая;

      -музыкальная;

      -игровая

      Важное место в программе отводится выбору наглядного материала, художественного слова и музыкального сопровождения занятий. Предпочтение отдается, прежде всего, народному  творчеству  казаков и  произведениям писателей, композиторов, поэтов Южного Урала.

 

Основные условия реализации программы

Работа  по ознакомлению детей с историей станицы Магнитной объединила всех участников  образовательного процесса. Определяющим, принципиально важным условием успешного решения программных задач является заинтересованная, высоко профессиональная деятельность педагога. Особое значение имеет творческое отношение педагога к работе, его увлеченность искусством и историей родного края и постоянное самообразование. Другим необходимым условием является обеспечение специальной обогащенной развивающей среды: фонотеки, видеотеки,  предметов народно-прикладного искусства, произведений профессиональных художников, репродукций картин, фотографий, сборников произведений местных писателей, поэтов, композиторов и т.д. Незаменимую помощь в работе оказывает  музей старины в ДОУ «Казачья изба»,

«Уральская Светелка» и т.д.

 

2. Психолого-педагогические особенности  изобразительной деятельности  детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрим значение изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте,  на последнем этапе подготовки детей к школе. У детей формируются те качества личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Прежде всего, это качества психики, необходимые для плодотворной физической и умственной деятельности  (мышление и память, восприятие и внимание). На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется и специальная подготовка  детей к школе. Они овладевают знаниями, навыками и умениями необходимыми в процессе обучения, формируется первый опыт самостоятельной деятельности,  целостное восприятие окружающего мира, наглядно - образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие их проблемам и переживаниям.

      Рисуя, дети учатся  мыслить самостоятельно, развивается  фантазия, которая  возникает не на пустом месте, а в процессе повторного переживания увиденного когда-то. Образное восприятие мира, творческое отражение увиденного, эстетические переживания,  оставляют в душе ребенка неизгладимый след и формируют творческую жилку.

      Конечно, нельзя ждать от ребенка, что он овладеет искусством в таком виде, в котором мы привыкли его воспринимать. Необходимо делать ссылку на возраст ребенка и всячески поощрять его  устойчивый интерес  к занятиям  изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность решает многие вопросы воспитания и развития детей.      В первую очередь это умственное развитие. Изобразительная деятельность является специфическим познанием действительности через образы. Любой деятельности предшествуют знания, основанные на целенаправленном зрительном восприятии - наблюдении. Ребенок изображает то, что он знает об объекте, а не непосредственно воспринимаемый образец,  для изображения предмета или явления знакомиться с ним, анализирует форму, величину, строение, цвет.    П.П.Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знаний вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».       

 Сенсорное воспитание включает в себя непосредственное, чувственное знакомство с предметом или явлением, их свойствами или качествами. Любое художественное явление требует соответствующей сенсорной подготовки, т.е. определенного уровня развития процессов восприятия. Психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятий,  чем активнее, по их мнению, поисковые движения рук, глаз, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.

      Для формирования представлений об окружающих предметах необходимо усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме и цвете, величине положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, выявляют сходства и различия на основе умственных действий. Изобразительная деятельность содействует сенсорному восприятию, развитию наглядно - образного мышления.

  В процессе изобразительной деятельности происходит эффективное речевое развитие, связной, эмоционально-образной речи. Психологи и педагоги отмечают, что изобразительная деятельность и речь — это два основных средства коммуникации, общения с миром. Ребенок участвует в рассмотрении и анализе объекта  изображения, объясняет содержание своего замысла, последовательность его выполнения, особенности композиционных, цветовых решений, высказывают  свои суждения, оценки, отношение к результатам, как своей деятельности, так и других детей.

     Нравственное воспитание  ребенка одна из сопутствующих  сторон изобразительной деятельности. Ее значение заключается в том, что в процессе изобразительной деятельности   у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д.

      Особая ответственность дошкольного периода детства усматривается Д.Б. Элькониным в том, что «происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных функциях людей и общественных мотивах, у детей возникает тенденция к осуществлению серьезной, общественно значимой и оцениваемой деятельности». В этот период формируется самосознание, самооценка как одна из важнейших качеств личности ребенка.

            Мотивы  деятельности:

  •  Интерес к миру взрослых, к новым осваиваемым видам деятельности.
  • Установление и сохранение положительных взаимоотношений со  взрослыми.
  •  Соревновательный мотив, ведущий к самоутверждению.
  • Познавательный мотив (познание через образы).
  •  Потребность в созидании (психологи считают ее основной потребностью личности).
  •  Повышается интерес к окружающему. Это делает возможным более длительное наблюдение.

Рассмотрев особенности старшего дошкольного возраста,  можно сделать    выводы:

  • В старшем дошкольном  возрасте дети имеют определенную базу знаний, умений и навыков для творческой деятельности.
  •      В силу возрастных особенностей, детям становятся интересны нововведения на занятиях продуктивной деятельности.
  •      В социальном плане дети  стремятся к созданию чего-то нового, полезного, чтобы ощутить себя членами общества.

 

3. Тематический план кружка «Казачок»

 

«Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена»

п/№

Тема блока, темы занятий

Количество

часов

1.блок «Вот так это все начиналось»

(сентябрь, октябрь)

1

Живу я в глубине России.

1

2

Гора Магнитная.

1

3

Казачьему роду нет перевода.

1

4

Верный друг казака.

1

5

Крепость Магнитная.

2

6

Деревенское подворье.

1

7

«Что за конь! Только тронь!»

1

8

«Кузьминки» - об осени поминки. И.З.

1

2.блок «Станица Магнитная - мать городу»

(ноябрь, декабрь)

1

Давай построим дом.

2

2

Усадебные ворота.

1

3

О чем задумались дома.

2

4

Каменные богатыри.

2

5

Колокольные звоны.

1

6

«Нам шлет привет через века Магнитная станица…»

2

7

«Рождественская сказка» И.З.

1

3. блок «В гостеприимной светелке»

(январь, февраль, март)

1

Полна горница гостей.

1

2

Что умели наши бабушки.

1

3

Ситцевая мозаика.

2

4

«Ой, ты прялица, ты прялица моя»

1

5

Бабушкина сказка. 

2

6

Как рубашка в поле выросла.

1

7

«И в мир, и в пир»

1

8

Кукла- закрутка.

2

9

«Заплелись густые травы, закудрявились луга

1

10

Филейные скатерти.

1

11

«Сороки» - зиму провожали, весенних птиц встречали. И.З.

1

4. блок «Вся Магнитная станица ремеслом

своим гордится»

(апрель, май)

1

Геральдические символы Оренбургского казачьего войска.

2

2

Станичные ремесла.

1

3

«Дело мастера боится»

1

4

«Во кузнице…»

1

5

«Только шашка казаку,  во степи подмога».

1

6

«Гуси – лебеди»

1

7

Пояса – обереги.

1

8

«Горшки, бокалы, блюда,  - откуда вы, откуда?»  И.З.

1

9

День рождения станицы Магнитной (городской праздник)

 

 Условные обозначения к содержанию программы:

Арабская цифра – номер занятия в блоке.

И. -  Информационная часть

П. –  Практическая часть

И.З.-  Итоговое занятие

*-      Зрительный ряд.

**-    Литературный ряд.

***-   Музыкальный ряд.

****- Материалы и инструменты.

 

 4.Иллюстративно – тематический план

1.JPG

2.JPG

3.JPG

4.JPG

 


5. Содержание занятий

 

Тема года: «Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена».

 

1 блок «Вот так это все начиналось»

 

1.Тема «Живу я в глубине России»

Информационная часть: особенности уральского пейзажа (скромность,  сердечность,   задумчивость). Краски осени  в живописных работах уральских художников. Способы передачи настроения средствами живописи.

Практическая часть: живописное изображение осенней природы. Рисование от пятна с последующей    дорисовкой  или на основе  монотипии.

 * Пейзажи уральских художников  Аверин А., Исаев Н., Шарафутдинов Н.

** Стихотворение Мазнин И. «Посмотри,  как день прекрасен»,  Федоровская З. «Осень на опушке».

*** «Осенняя песня» Чайковский П.И.  (из цикла «Времена года»)  Моцарт В.А. «Соната  ля-мажор»

****Формат  А-4, краски синяя, красная,  желтая (гуашь),   кисти.

 

2.Тема:  «Гора  Магнитная»

И.  Столетиями   складывались легенды  о несметных сокровищах Магнитной горы. Одна рассказывала об отважном  батыре Атач, именем которого  названа  главная вершина  горы Магнитной.  Другая легенда  повествует  об удалом человеке, который весь Урал объездил на своем коне и привозил много диковинных камней.

П. Изображение горы  Магнитной графическим способом.

* Рисунки, фотографии с изображением  Магнитной горы.

** Стихи «Две песни о Магнит-горе» Ручьев Б.А..

Галлигузов И.Ф., Баканов В.П.   «Станица Магнитная» стр. 7-19.

*** Песня «Зовет гора Магнитная» Тарабукин И.  «Думка» Чайковский П.И..

****  Тонированные листы  теплых цветов, формат А-3, уголь или сангина.

 

3. Тема: «Казачьему роду нет перевода»

      Казачество – явление уникальное, событие чисто  российского свойства.  Существует 3 основные точки зрения на казачество. Одни определяют его как  особый народ (этнос), другие – как военное  служивое  сословие, третьи – как своеобразную  часть народа  (военизированное крестьянство). Образ казака  станицы Магнитной складывается у детей из  повествования воспитателя о жизни и деятельности казаков, рассматривания детьми фотографий прошлого и настоящего.

П. Живописное изображение портрета казака.

* Фотографии с изображением казаков; картины  художника Гавриляченко С.А.   «В поход», «Джигитовка», «Скачка в степи».

** Алмазов Б.   «Казачьи сказки» (Воины Христа  стр. 148-149); Баканов В.П.  «Казачьи были» («Казак – девица» стр. 82-103)

*** Музыка и слова Курдаковой И.  «Казачок», «Казачьи песни», «Оренбургские казаки  собираются в поход».

**** Гуашь, кисти, формат А-3.

 

4. Тема: «Верный друг казака»

И.  Казаки станицы Магнитной использовали в быту и в бою  башкирскую породу лошадей, которые  выдерживали сильные морозы, ветра  и снежные заносы. Казачий конь, питаясь соломой с крыш,  да сухарями своего хозяина, носил всадника, припрягался к телегам, а при необходимости тянул  пушки.          Кони  делили судьбу казаков.

«Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь сто раз жизнь спасает» (поговорка).

П. Лепка фигуры коня по  мотивам народной  глиняной игрушки комбинированным способом.

* Глиняная игрушка коня (Филимоновская и Дымковская игрушки); Каслинское литье – скульптурное изображение коней, иллюстрации, фотографии, технологические карты лепки коня.

** Алмазов Б.  «Казачьи сказки» - «Два коня» (стр. 235-238).

*** Киреев А. «Три коня»; песня из кинофильма «Неуловимые мстители» - «Погоня», звуки окружающего мира (ржание коней, цокот копыт)

**** Пластилин или глина, стеки, доски.

 

5.Тема: «Крепость Магнитная»

И.   В конце мая, начале июня 1743 года  главным командиром Оренбургской  комиссии Иваном Ивановичем Неплюевым была освоена крепость на правом берегу реки Яик, против горы Магнитной и названа по имени горы  Магнитная. Казаки же, основавшиеся в крепости, стали называться по имени реки - яикскими казаками.

П. Панно крепости  Магнитной, выполненное в технике коллаж, коллективная работа.

*  Архивные фотографии, рисунки, чертежи крепости Магнитной.

**. Баканов В.П. «Казачьи были» - «Лихость и  стать – казаку под стать»  (стр. 46-58). Галигузов  И.Ф.,

Баканов В.П.  «Станица Магнитная» (стр. 19-28).

*** Ансамбль казачьей песни «Станичники» - «Через речку перешли», «Вдоль по линии Урала» (военно-походная песня станичников Магнитки); 

 ***Формат-1, гофрированный цветной картон, цветная бумага, вырезки из журналов, краски, кисти, клей ПВА,  ножницы, простой карандаш.

 

 

6. Тема: «Деревенское  подворье»

И.  Подворье станичников было довольно  богатым и состояло  из различных  домашних животных и птиц. Кони, овцы, козы пуховых пород, коровы, верблюды, индюки, куры. Домашние животные  содержались в специальных  загонах.

 П. Графическое изображение фигур  домашних животных.

* Технологические карты изображения домашних животных, иллюстрации.

**  Барто А. «Козленок». Кудашева Р.А.  «Гусенок пропал».

*** Фонограмма «Деревенское подворье», русская народная песня «Поедем, милый мой в деревню жить»,  русская народная песня «Уж как я свою коровушку люблю».

****Формат А-3, уголь,  сангина, простой карандаш.

 

7. Тема: «Что за конь!  Только  тронь!»

И. Сколько легенд рассказано о нем, о  «Крылатом коне», сколько песен пелось и поется. Конь у всех народов  облекался в ореол  сказочного существа, святыни, друга, неизменного помощника человека, его хранителя и спасителя.

Отправляясь на службу, вся семья просила коня быть товарищем и хранителем их сына. Мать падала перед конем на колени и молила: «Убереги сыночка, не оставь в беде!» Перед походом старались  задобрить коня лаской  и кормом.

П. Живописное изображение коней.

* Иллюстрации, фотографии, изображающие коней, всадников.

** Змай И.  «Купи коня»,  Алмазов Б. «Казачьи сказки» - «Конь – огонь» (стр.61-69).

***.Розенбаум А. «На Дону, на Доне  гулевали кони», «Ходят кони над рекою» - казачья песня, «Ой, при лужке, при лужке» - казачья песня», «Распрягайте хлопцы коней» -  казачья песня.

****Формат А-3, акварель, кисти, гуашь.

8.  Итоговое занятие: «Кузьминки» - об осени поминки».

 

2 блок  «Станица  Магнитная – мать городу»

 

1. Тема:  «Давай построим дом»

И. Дома казаков  небольшие по площади, чаще всего  однокамерные  жилища с пристроенными к ним  легкими некапитальными  стенами. Корпус здания  строился из  сосновых, лиственных и частично  березовых бревен, а так же из  самана – глиняного  кирпича, изготовленного с примесью  мелко  нарубленной соломы.

Казачьи дома выглядели весьма  опрятно. Перед каждым домом  разбивались  палисадники.

П. Изготовление силуэта  деревянного дома, украшение его  узорами из цветной бумаги  в технике  аппликации и художественной резьбы.

* Иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы с изображением деревянного дома.

** Пляхин А.  «О родном крае», Зайцев Н.  «Окраины», Зиновьева С. «Давно, давно…» Кондратковская Н. «Легенды и придания Южного Урала»  - «Тайна Абзаковской лиственницы».

**** Гофрированный картон, цветная бумага, белая бумага, клей ПВА, ножницы, степлер.

 

2.Тема:  « Усадебные ворота»

     И. Ворота украшали дом. Силуэты высоких ворот придавали усадьбе  нарядность. В станице  Магнитной чаще всего  встречались  трех столбные ворота  с калиткой и въездной  частью. Богато  украшались резьбой створки ворот и сами столбы.  Резьба была  глухая, накладная и прорезная.

    П. Изготовление и украшение  шаблонов «ворот» способом аппликации с последующей  дорисовкой.

* Иллюстрации, фотографии, схемы,  изображающие ворота,  таблицы с  растительным и геометрическим орнаментом, образцы символов – оберегов.

** стихи о ремеслах, загадки.

*** Хоровод «На Урале», «Ой, казаченьки, казачки». «Как у наших у ворот» - русская народная песня.

****Формат А-4, цветная бумага, ножницы,  фломастеры, кисти, клей ПВА.

 

3.Тема: «О чем  задумались дома»

И. В станице Магнитной сохранилось двухэтажное здание, с каменным основанием и верхом, рубленным из лиственницы -  дом  купца Шлыгина И.В. (в настоящее время  центральный корпус психбольницы).  В Станице было много и других  каменных зданий, принадлежавших купцам.

П. Изготовление «каменного» двухэтажного дома  из цветной бумаги в технике  аппликации  с последующей дорисовкой.

* Фотография дома купца Шлыгина И.В., 2-х этажных каменных домов.

*** Мусоргский М. «Прогулка», Карасев-Вышеславцев «Строим дом».

**** Бумага цветная пастельных тонов для изготовления силуэта дома, белая бумага для фона и силуэтов окон, фломастеры, гелевые ручки, акварель, кисти, клей.

 

4.Тема: «Каменные богатыри»

И. В станице Магнитной было три храма. Первая церковь – деревянная (тополиная) была построена в 1747 году и названа Свято – Троицкой. Вторая - каменная так же была названа Троицкой, построенная уже в 1828 году.

В нескольких километрах от церкви стояла часовня у истоков  святого родника (сейчас дом на сваях на проспекте Ленина).

П. Рисование церквей на черном фоне белой гуашью.

* Фотографии из архивов, графические изображения, иллюстрации церквей. Кустодиев Б.М.  «Масленица», набор открыток, видефильм «Могучие ветры» о строительстве  храма в г. Магнитогорске. Герасимов С.  «Церковь  Покрова на  Нерли».

** Пустовит С. «Путь с храма Вознесения»,  загадки.

*** Русская духовная музыка Моцарт А.  «Реквием», Мусоргский М. «Хованщина» - опера.

**** Черная бумага, белая гуашь, кисти разных размеров.

 

5.Тема: «Колокольные звоны»

И. Колокольный звон – это старинное, древнее искусство. В старину колокола созывали людей в храмы к Богослужению. Такие  медные удары в один большой  колокол называли благовестом. Колокола  сопровождали жизнь человека и в радости и в горести, возвещали  об опасности, отгоняли «нечистую силу».

П. Лепка из глины, пластилина колокольчиков  разного размера, украшение.

* Фотографии, открытки, видеофильмы, иллюстрации.

** Есенин С. «Пасхальный благовест», Оральбаум Н. «Старинный медный колокол», загадки.

*** Чайковский П.И. «На тройке», Свиридов Г. «Звонили звоны», «Вечерний звон» русская народная песня,  «Однозвучно звенит  колокольчик» русская народная песня.

**** Глина, пластилин, стеки.

 

6.Тема: «Нам  шлет привет через века  Магнитная станица»

И. Крепость Магнитная постепенно разрасталась и начинала терять свое значение оборонительного укрепления.  В 1837 году крепость Магнитная  становится станицей. В 1866 году  станица Магнитная имеет 273 двора, 1645 жителей, 2 православных церкви, почтовая станция, 2 кожевенных завода, базар.

П.Изготовление панно станицы Магнитной  в технике коллаж из детских  работ  2 блока.

* Фотографии, иллюстрации,  видеофильмы,

** Поленов В.Д. «Московский дворик», Юон К.Ф.

 « Вид Троицкой лавры»

*** «Мы не зря  зажигали огни» сл. Митлина Э. музыка Коробейникова, казачья народная песня  «Хороша и привольна казачья земля …»

****Детские работы предыдущих занятий, клей, кисти, фломастеры, цветная бумага, акварель, вырезки из журналов.

7. Итоговое занятие: «Рождественская сказка»

 

3 блок «В гостеприимной светелке»  

 

1 Тема: ««Полна горница гостей»

И.  Занятие проводится в музее «Южно-Уральская светелка». Дети знакомятся с экспонатами музея собранными  у старожилов города    (прялка, половики, игрушки, посуда и т.д.).

П. Рисование  натюрморта, составленного из экспонатов музея.

* Музейные экспонаты, репродукции картин:

Машков И.И.  «Натюрморт с самоваром»,

Кончаловский М.П.   «Овощи», Стожаров В.Ф.  «Лен», «Натюрморт. Квас»; Зуев Е.В. «Дары лесов».

** Загадки, народные стихи в обработке Колпаковой И.,  казачья  сказка «Дедовский сундук».

*** Русские народные мелодии: Свиридов Г.  «Курские песни»,  Лядов А. «Русские народные песни», народные казачьи песни.

**** Формат А-3, акварель,  кисти.

 

    2.Тема:  «Что умели наши бабушки»

И. В станице Магнитной казачки вязали шали для себя и на продажу. Пряжа  из шерсти ягнят называлась поярковой. Платки  и  козьего пуха называли – «Оренбургскими».  Основой  художественного оформления  платка был  строгий геометрический рисунок (ромбы, треугольники, точки, змейки,  ломаные линии).

П.  Рисование белой гуашью на бумаге черного цвета. Изображение  платка.

* Технологические карты, фотографии платков.

** «Оренбургский пуховый платок», - народная песня, «Овечушки» - казачья народная песня. Чайковский П.  «Времена года».

***  «Край родной» Гомонова И.

****  Квадрат черной бумаги, белая гуашь, тонкая кисть.

 

3. Тема: «Ситцевая мозаика»  (Лоскутное одеяло,   Коврик – кругляк).

И.  В крестьянском хозяйстве казаков каждая вещь имела свое значение. Ко всему относились бережно. Не выбрасывали ни одного лоскутка. Рачительная хозяйка  любой старой вещи находила  применение, давая ей вторую жизнь. Необыкновенные лоскутные  одеяла и коврики получались  из отслуживших  платьев и остатков ткани.

П. Изготовление лоскутного одеяла в технике аппликации из лоскутков ткани треугольной и квадратной формы. Рисование  коврика - кругляка в  живописной технике.

* Иллюстрации, образцы, таблицы, фотографии, видеофильм.

*** Мелодии русских народных песен. Моцарт В.А.   симфония,  Лядов А.  «Русские народные песни».

****Картон прямоугольной формы, лоскутки ткани, шаблоны треугольной и квадратной формы, белая бумага круглой формы, акварель, простой карандаш, кисти, клей ПВА, ножницы.

 

4 .Тема: «Ой, ты прялица, ты прялица моя»

И. В станице ни одна казачья семья не обходилась без прялки. Ткань, такую как ситец, шелк  покупали на ярмарках для  шитья  праздничной одежды, а для  повседневной одежды ткань изготавливали сами изо льна, конопли, шерсти. В этом случае прялка  была  необходимым орудием труда казачки. Украшали  лопасть прялки резьбой и росписью.

П. Роспись шаблона прялки по мотивам Уральской росписи.

* Фотографии, рисунки, таблицы  старинных прялок, образцы Уральской росписи.

** «Пряха»   стихотворение (из народной песни)

*** «Дуня – тонкопряха», «Ой, ты  прялица, ты прялица моя» - русские  народные песни, Рубинштейн А. «Прялка»,  Поппер В. «Прялка».

**** Шаблон из плотной  тонированной бумаги  под цвет дерева, гуашь, кисти.

 

  5. Тема:  «Бабушкина  сказка».

И. У казаков  вышитые полотенца  использовались как в повседневной жизни (рукотеры) так и во время  различных обрядов  (встреча гостей, новоселье, крестины, проводы на службу и т. д.). Полотенцами также украшали интерьер избы. Все вышивки имели  особое значение – являлись  оберегами казачьей жизни.

П.  Изготовление из бумаги  шаблона полотенца,  украшение  «подзором» в технике вырезывания и роспись.

* Старинные вышитые полотенца, фотографии, таблицы, иллюстрации, образцы.

*** Дога Е. ( Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»), «В низенькой светелке» - русская народная песня.

**** Полоска белой бумаги, прямоугольники белого цвета той же ширины, гуашь красного цвета, кисть, ножницы, клей ПВА.

 

6. Тема: «Как рубашка в поле выросла»

И.  Ткань для повседневной одежды казаков изготовлялась из шерсти, льна и конопли. Коноплю тщательно  обрабатывали, получали прядильное волокно,  из которого вырабатывали  домотканое полотно. Полотно  много раз  промывалось, становилось серо-белого цвета, а затем  красилось травой, мхом.

П.  Роспись  бумаги под ситец ритмичным узором.   Изготовление шаблон платья и рубахи.

* Образцы, таблицы, схемы, фотографии.

** Сказка  «Как рубашка в поле выросла», Константиновский М «Как ткани ткут и нити прядут»,   Петешка Э. «Как кроту штанишки шили», Кудрявцев М.  «Как гусеница стала бабочкой».

*** «Брали девки лен» - народная казачья песня, русские народные мелодии.

****  Альбомные листы, шаблон платья, акварель, кисти, ножницы, клей.

 

           7. Тема: «И   в мир и в пир»

И.  Вся рабочая и повседневная одежда казаков  изготавливалась из холщового  материала и шилась казачками.  Праздничную одежду казаки заказывали у известных в станице портных. Такую одежду очень берегли, не стирали, не гладили, хранили в специальных сундуках.

П.  Роспись шаблона мужской и женской одежды по мотивам казачьего костюма.

*  Дидактическая игра Харитонов К.К., Харитонова Н.В. «Из  прошлого  российской одежды», О. Птушкина «Русский праздничный народный  костюм»,  образцы, таблицы, рисунки, фотографии.

*** Варламов А.  «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Пошла млада за водой» - русская народная песня.

**** Шаблоны мужской и женской одежды, восковые мелки, акварель, кисти.

 

  8. Тема: «Кукла – закрутка»

 И.  Еще до рождения ребенка мать делала куколку, соблюдая правило – без ножниц и иглы. Куклу сворачивали из тряпочек, украшали одежду лентами и бусами, разноцветными лоскутиками, укладывали в пустую колыбель, чтобы кукла «обогрела» ее для будущего малыша.

П.  Изготовление куклы – закрутки.

* Образцы кукол – закруток из музея, видеофильм о народной кукле, технологические карты.

** Мезинов Л.  «Кукла Фекла», Морис К. «Кукла заболела» Неретина Л.В. «Традиционная народная кукла».

*** Чайковский П.И.  «Новая кукла», Мусоргский М.П. «Баба Яга».

****  Лоскутки белой и цветной ткани: 10Х50, 20Х20, ленточки, нитки, шерстяные нитки для волос.

 

   9. Тема:  «Заплелись густые травы, закудрявились луга»

И.  Изготовление изделий из бересты является одним из старейших ремесел  на Урале. Технические приемы изготовления и украшения изделий остались  неизмененными. «Кружево»  наносится на бересту  тупым шилом и изображается в виде «крутых завитков»

П.  Изготовление и украшение круглой корзиночки с ручкой (без донышка) узором «крутой завиток» - по мотивам берестяного кружева.

*  Образцы изделий из бересты, технологические  карты, иллюстрации.

** Машковцев В.   «Сказки казачьего Яика», «Корзина Марфуши».

*** «Как под белою березою», «Березничек  вильеватый»   -  русские  народные песни.

****  Формат - 6, клей, гелиевая ручка, фломастер черного цвета,  уголь, кисть,

 

10. Тема: «Филейные скатерти»      

    И.Одним из видов  ткацкого ремесла распространенным среди  казачества было  филейное ткачество. Основой являлась сетка, связанная крючком и натянутая на  деревянную раму.  Нужные «клеточки» закрывались  цветными или белыми нитками, которые  составлялись в узоры.

П.  1 способ: вырезание из белой бумаги в клетку, сложенной в несколько раз «узоров»  геометрической формы и наклеивание на цветную бумагу.

      2 способнанесение графического узора на сетку  (клетчатую бумагу).

* Филейные скатерти, таблицы, иллюстрации.

**Народные стихи в обработке  Колпаковой  Н.

***«Песня кружевница», «Нитка – ниточка» - музыка Гаврилова, слова народные, Грин Э.  «Соловей» из сюиты  «Пер Гюнт».

 **** Бумага клетчатая 15Х15 см., цветная бумага 18Х18 см., клей, ножницы, гелиевые ручки или фломастеры, простой карандаш.

 

        11  Тема:  «Сороки» - зиму провожали, весенних птиц встречали»

     И.  Вспомнить с детьми о народной традиции встречи весны, связанной с прилетом птиц. Считалось, что в день праздника из теплых краев прилетало сорок птиц, отсюда  название праздника – «Сороки». Люди верили, что птицы на своих крыльях приносят весну, а чтобы ускорить ее  приход, птиц делали из разных материалов   - теста,  бумаги, ткани.

П.   Изготовление птиц в технике бумажной пластики.

* Образцы  птицы, технологические карты, фотографии.

** Весенние заклички.

. *** Левина З.И «Пришла весна».

**** Заготовки из бумаги, шаблоны туловища, клей, ножницы.

 

4 Блок «Вся Магнитная станица ремеслом своим гордиться»

 

1 .Тема: «Геральдические символы Оренбургского казачьего войска»

И.  Знак Оренбургского казачьего войска введен в 1912 году и  выбран по образу других гербов: изображение папахи,  двуглавого  орла, Андреевского креста. Золотым цветом изображались корона, Орел, звезда Давида, лук и стрелы;   синим  – верх папахи и  пояс, который символизировал  цвет реки Урал.

П. Изображение знака Оренбургского  казачьего войска  в живописной технике.

* Образцы, фотографии, иллюстрации. Алмазов Б. «Казачьи сказки» -  «Воины Христа», «Кокарда».

*** «Оренбургские  казаки собираются в поход» - казачья песня

****Формат А-4, простые карандаши, шаблоны, акварель, кисти.

 

   2.Тема: «Станичные ремесла».

И.  В станице Магнитной было развито  кожевенное производство. Один  из заводов принадлежал семье Шлыгиных.  Рядом с домом купца   Шлыгина недалеко от Урала находилась    яма, в которой  замачивали кожу. Здесь же был  пункт  по приему шкур. Производство было выгодным, т.к. в станице «держали» много скота.  Шкуры  шли на изготовление,   нагаек, сбруй, сапог, ботинок, ремней и т.д.  Мастеров   по пошиву обуви  называли  чеботарями.

П. Изготовление казачьей нагайки в технике бумажной пластики.

* Образцы, фотографии,  технологические  карты. **Алмазов Б..  «Казачьи сказки» - «Казак и  змеище»,. Машковцев В.  «Сказки казачьего Яика» -  «Чертовы  сапоги».

 *** Казачьи песни.

**** Полоски бумаги коричневого, желтого цвета, клей, ножницы, кисти.

 

3.Тема: «Дело мастера боится»

И.  Казаки станицы Магнитной были не только  военными  «служилыми» людьми, но и занимались  крестьянским хозяйством:  выращивали хлеб, разводили скот, сажали огороды, ловили рыбу, разводили пчел.

П. Изображение занятий   казака  (бытовой жанр). 

*   Бурдина С.В. «Славянская семья»: (дидактическое пособие), фотографии, таблицы, иллюстрации.

** Машковцев В.  «Сказки казачьего Яика» - «Казачья притча о богатстве», «Пушка и плуг». Алмазов Б.А. «Казачьи сказки» - «Жареные караси».

*** Казачьи песни  «Пчелочка  златая», «Ой, да  ты калинушка». «Распашу ль я пашенку» русские народные песни.

****А-3, акварель, кисти.

 

     4. Тема: «Во  кузнице»

И.  В старину о кузнецах шла слава «как о колдунах», т.к.  пламя и искры  раскаленного металла, звон  молота – все это  превращало искусство кузнеца в волшебство. Хороший кузнец из бесформенного куска металла мог сделать  такие нужные в хозяйстве вещи как: топор, косу, ухват, серп, кочергу, а также  оружие, необходимое казаку в бою: шашку, кинжал. Могли и коня подковать. В станице Магнитной кузница находилась в районе Шанхая.

П. Лепка  подковы из глины, украшение налепом, насечками.

*Образцы, технологические карты, фотографии, открытки, иллюстрации.

** Подкорытов Ю.Г.  «Сказки о ремесле», «Эй, кузнец,,,» народное стихотворение, Машковцев В. «Сказки казачьего Яика» - «Ледоруб, ухват, лопата», «Подкова на счастье», загадки.

*** «Во -  кузнице» - русская народная песня.

****Глина, стеки, доски, вода, тряпочки.

 

     5.  Тема:  «Только шашка казаку, во степи подмога»

И.  Самым главным оружием казака  являлась  шашка. Она вручалась казаку  стариками в 17 лет за особые заслуги, а в  21 год  при отправке на службу. Шашка хранилась в семье на видном месте. Передавалась от деда  к внуку. Шашку и шапку  казак мог потерять только вместе с головой. На Круге голосовали шашками. В церкви  шашки  обнажались на половину. Наказывая казака,  лишали права  ношения оружия.

П. Изображение эмблемы станицы Магнитной.

*Иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, технологические карты.

** «Казачьи символы и знаки».

Алмазов     Б.  «Казачьи сказки» - «Воины Христа»

 ***  А. Розенбаум «Казачья песня», «Ехал казак над рекою», «Прослужил казак три  года» -  казачьи песни.

****Формат А-4, фломастеры, гелиевые ручки.

 

      6. Тема: «Гуси – лебеди»

 И.   Образ гуся – лебедя являлся для казаков священным. Этот образ  встречается в стихах, песнях, сказках казаков, выступая в качестве птицы – счастья, птицы вольной жизни, надежды, мудрости. Символична в этом смысле казачья сказка  о гусенке   хроменьком, ставшим для казачьей семьи сыном и опорой в старости.

П.  Лепка гусей по мотивам  уральских народных промыслов.

 * Образцы глиняных игрушек, технологические карты, репродукции картин - Рылов А.А «В голубом просторе», Васильев К «Гуси-лебеди».

** Народные  потешки о гусях, Алмазов Б. «Казачьи сказки»  - «Гусенок хроменький».

*** Русская народная песня  «Утушка,  ты моя луговая»

      **** Глина, стеки, вода.

 

        7.Тема: «Пояса- обереги»

     И. Женские пояса изготавливались из кожи, украшались серебряными застежками,  вышивкой, бисером, жемчугом, обшивались  галуном.

Мужской пояс изготавливался из натуральной кожи и служил для  крепления на нем патронташа. Дорогой пояс украшался серебром, кораллами, золочением, басмой.

    Пояс для казаков являлся не только необходимым атрибутом одежды и украшением, но и  выполнял роль оберега. С  внутренней стороны такого  пояса  вышивались  или вшивались молитва, изображались  различные символы.

П.  Изготовление пояса – оберега способом аппликации и художественной резьбы по бумаге.

* Иллюстрации, фотографии, технологические карты, схемы, таблицы. «Русское народное искусство XVІІ−XX в.в.».

** Стихи, загадки.

*** «Дуня-тонкопряха», «Пошла,  млада за водой» - русская народные  песни,   «Любо, братцы, любо …» -казачья песня.

**** Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти.

 

8        «Горшки, бокалы, блюда, - откуда вы, откуда?» - И.З.

9. «День рождения станицы Магнитной» Итоговая выставка детского творчества.

 

 

 

 

 

 

6. Приложения

Приложение 1.

История станицы Магнитной в датах и цифрах

1743

Май-июнь, на правом берегу реки Яик основана крепость Магнитная. Ограда земляная. Гарнизон крепости: одна

рота  Билярского драгунского полка, ½ роты пехоты, пушек медных одна, чугунных – три.  

1744

27 июля. Указ Елизаветы Петровны о зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся  на Яике.

1747

Построена деревянная (из тополя) церковь Святой Троицы. Один священник, приходских дворов 26.

1750

Строится тракт Оренбург – Верхнеяицкая крепость. Построена почтовая станица. Губернатор И.И. Неплюев запретил казакам рубить лес вдоль Яика.

1759

Добыча руды в  с.Магнитной для завода, построенного на речке Тирлянке.

1771

Крепость Магнитную посетил академик И.П. Фальк.

1774

19-23 апреля, сторонники Пугачева почти ежедневно атакуют крепость Магнитную.

5,6 мая, штурм и взятие крепости Магнитной войсками Пугачева. Мятежники  повесили попа и коменданта крепости С.К. Тихоновского.

8 мая крепость Магнитную занял отряд генерала С.К. Станиславского. Сторонники Пугачева были наказаны.

1775

После пугачевского восстания Екатерина ІІ повелела  переименовать Яик – Уралом  «для предания всего  случившегося забвению».

1796

30 июня, указом Военной коллегии в c.Магнитную  направлено 5 семейств донских казаков.

1809

С 1809 по 1810 год  комендантом крепости Магнитной и командиром 3-го Оренбургского  линейного  батальона стал  майор Аксенов.

 

 

 

1810

С 1810 по 1830 гг. комендантом крепости Магнитной был майор, затем полковник  И.И. Мистров.

1823

В Магнитной крепости казаков - 241, податных дворовых людей- 8.

Февраль, отряд полковника И.И. Мистрова,  подавил волнения работных людей заводов Кыштыма и г. Касли.

1828

Геологи Э.К. Гофман и Г.П. Гельмерсен начали исследование горы Магнитной.

1830

Комендантом крепости Магнитной был майор  Ичитов.

1835

Май, начало  лесонасаждения вдоль Урала, других рек и низких мест. Высживали осокорь и ветлу.

Октябрь, в крепости Магнитной учреждена  Ланкастерская школа.

1837

Июль, сопровождая наследника престола Александра II, крепость Магнитную посетил известный поэт В.А. Жуковский, сделавший запись в дневнике, рисунок крепости и горы Магнитной.

1840

В Магнитной станице (полк №5 из 16 станиц) казачьих  дворов – 53, в них душ 195, отставных солдат и малолетков – дворов 55, в них душ 88. Всего дворов – 18,  в них душ -283.

1842

Май, Высочайше повелено дать полку № 5 (станичное правление в с Магнитной) знамя.

1844

В станице Магнитной учреждена ярмарка «назначены  еженедельные торги или базары».

1849

Гору Магнитную исследует  английский геолог Р.И. Мурчисон.

1866

Магнитная станица. Дворов – 273. Жителей: 828 – мужского пола, 817 – женского пола. Церквей православных – 2,  почтовая станция. Кожевенных заводов 2, базар – по понедельникам, ярмарка – 8 июня.

1870

Атаманом станицы Магнитной был  сотник  Доморин.

1871

В Магнитном поселке учреждена  женская школа.

1874

Хозяином  предприятия и горы Магнитной стало «Общество Белорецких заводов Пашковых».

 

1876

Август. Магнитный поселок посетил его Преосвященство Преосвященный  Митрофан, епископ  Оренбургский и Уральский.

1883

Июль. Магнитную посетил его Преосвященство, Преосвященный Вениамин, епископ Оренбургский и Уральский.

 

1891

Июль. Наследник престола Николай II остановился в Магнитной по пути в Оренбург.

Атаманом станицы Магнитной был урядник Н. Меньшиков.

1893

Заводоуправление Белорецких заводов  построило на горе Магнитной больницу. Атаманом станицы Магнитной был урядник Ефимов.

1896

Март. В Магнитном  поселке открылась библиотека.

1900

Геолог И.А. Морозевич вместе с горным  инженером т топографом Н.Г. Михеевым исследовали гору Магнитную. Запасы руды  Морозевич  определил в 3146 миллионов пудов.

1901

В большой  энциклопедии, т. 12 записано: «Магнитная станица Верхнеуральского уезда  Оренбургской  губернии, при р. Урале: жителей около 2,5 тыс., две церкви, училище, значительная ярмарка; в 18 в. важная пограничная крепость, защищавшая уральские заводы со стороны степных кочевников».

1910

На землях станицы Магнитной  за пятнадцать лет, с 1895 по 1910 год, добыто 347 пудов золота.

1912

После закладки первых 11 скважин и новых  исследований, профессор А.Н. Заварицкий выявляет на горе Магнитной 87 миллионов тонн  высококачественной руды.

1915

Начались  изыскательные работы по строительству железной дороги Белорецк - Магнитная. Первая Мировая война помешала осуществить проект.

1918

1 апреля в станицу Магнитную прибыл  красногвардейский отряд под командованием М.В. Калмыкова (1888-1937). В этот же день был «избран» станичный Совет. На Магнитной горе работают профессор В.И. Бауман и геолог И.М. Бухарин (1880 – 1940). Залежи руды, по их расчетам, равны 164 миллионам тонн.

1919

30 августа, части 24 Симбирской  железной стрелковой дивизии    (командир дивизии В.И. Павловский)  освободили станицу Магнитную от белых

1920

Начались  изыскательно–проектные работы по строительству железной дороги Белорецк – Магнитная.

1922

Март, станица Магнитная стала  волостным центром.

1923

В соответствии с постановлением ЦК РКП(б) и 3-й сессии ВЦИК в ноябре образована Уральская область, в состав которой  входил Троицкий округ с Магнитным районом. Станица Магнитная  стала районным центром.

1925

Май. В Свердловске началось  проектирование Магнитогорского завода.

1929

Январь. Совнарком СССР СТО на объединенном заседании приняли решение о начале строительства Магнитогорского металлургического завода.

30  июня на Магнитострой прибыл первый поезд. Эта дата  и стала в дальнейшем  считаться днем рождения города Магнитогорска.

 

Приложение 2.

 Ведущие темы программы

 Легенды   Магнитной  горы.

    Столетиями складывались легенды о несметных сокровищах Магнит–горы.   Рассказывали, будто бы неподалёку от неё проходил со своими отрядами  хан Батый. И странное «чудо» обнаружили его лучники. В какую бы сторону они не пускали стрелу с металлическим наконечником, её притягивал к себе рыжий каменный «горб» посреди степи. Отряды поспешили убраться восвояси, а  «горб» окрестили «Шайтан-горой».

Другая легенда повествует так: «Батыр Атач имел отважное сердце. Ему наскучило бродить по хоженым горам и долам своей родной Башкирии, и поскакал он на восток. Недолго скакал он по равнине, вдруг встала перед ним огромная гора с несколькими главами. Окинул батыр глазами огромную гору. А между нею и им широкая лента реки. Мигом перемахнул он через реку, даже конь копыт не замочил и замер у подножья горы. Перед ним открылись  бурые, остро торчащие скалы, огромные глыбы, готовые сорваться вниз, а в ложбинке небольшое стадо диких коз. Поскакал батыр к стаду,  на лёт стрелы. Тонко запела стрела, но, не пролетев и половины расстояния, нырнула вниз, клюнула огромный бурый валун и легла на него покорно.

    Поскакал батыр за стрелой и вдруг почувствовал, как кто-то притягивает его к камню. Так и прилип батыр к камню вместе с конём. С тех пор назвали эту гору именем батыра – Атач, а за её свойства – Магнитной.  Действительно, вид с горы Магнитной восхитительный,  кругом у подножия расстилаются обширные степи, по которым в широкой долине вьётся река Урал. За ней  далеко на запад стеной толпятся горы Уральского хребта.

    Сегодня мы уже забыли, что Магнитную гору, давшую имя казачьей станице, разделяют на 5 частей:

 Первая, южная гора, самая  высокая.  Известная  под названием   Атач или Маячная гора, представляющая узкий, острый гребень;

Вторая, северная,  самая  обширная, Березовая  или Кудрявая гора;

Третья  гора  Дальняя , восточная часть.

 Четвертая, западная, самая  маленькая, под названием Малая   или Узянка;

Пятая гора,  Ежовка.

 Эти горные части образуют как бы косой несимметричный крест. Гора Магнитная привлекала внимание многих ученных мира, но детальных  исследований ее никто не проводил. Все  писали, что запасы железной руды неисчерпаемы. Первый шаг в детальном изучении горы Магнитной сделал геолог Иосиф Августович Морозевич.  По мнению геологов, в горе содержалось  свыше 3 146 миллионов пудов железной руды. Во время изучения горы Магнитной, И.А.Морозевич открыл новую породу, которую назвал Атачитом, по имени вершины горы Атач, на которой он нашел минерал.

 

Крепость Магнитная

В начале июня 1743 года на берегу реки Яик главным командиром Оренбургской комиссии Иваном Ивановичем Неплюевым была основана крепость на очень удобном месте. Всего в 4 км. от крепости возвышалась многоглавая гора Магнитная. У подножия горы блестела лента реки Яик, зеленели луга и рощи. И.И.Неплюев приказал назвать крепость Магнитной по названию горы. В Оренбургское казачье войско вошли и казаки крепости Магнитной.

 Крепость была четырехугольной формы, имела, двое ворот, над которыми возвышались двухэтажные башни. На башнях были  установлены  пушки. Возле горы Магнитной было мало леса, поэтому крепость строили земляную; для этого выкапывали ров и насыпали землю на вал высотой около 3м. Крепость с внешней стороны укреплялась рогатками из бревен. Позже крепость была обнесена деревянным заплотом (заплот - на валу крепости вкапывались столбы на расстоянии 6м. друг от друга и в паз столбов всовывались заплотные брёвна)  получался забор от одних ворот до других. Это было уже более совершенное укрепление, из-за которого, осаждённые отстреливались.

  Жизнь казака в крепости была трудной. Служба казака заключалась в несении караулов, форпостов, командировках в конвой. В летнее и зимнее свободное время, два раза в год, казаки обучались военному искусству: зарядке ружья, стрельбе в цель. В то же время казаки занимались земледелием и разводили скот. У казаков в хозяйстве содержалось до 5 лошадей и столько же другого скота. Многие казаки занимались пчеловодством, имели большие огороды, в которых росли лук, чеснок, огурцы, капуста.

   Крепость постепенно превращалась в поселок. В последующие годы крепость утрачивала роль оборонительного сооружения и развивалась как посёлок. К началу века посёлок Магнитный, свободно раскинувшийся вдоль правого берега Урала, выглядел богатым и многонаселённым.

Возникновение казачества

«На краю Руси обширной, вдоль Урала берегов

 проживает тихо -  мирно войско кровных казаков.

Знают все икру    Урала и уральских осетров,

Только знают очень мало про уральских казаков».

 

Существует три основных точки зрения на казачество. Одни определяют его как особый народ (этнос), другие – как военно-служилое сословие, третьи – как своеобразную часть народа (военизированное крестьянство).

Такой  своеобразный феномен, как казачество возник именно в России. Многие «сильные мира сего» испытывали чувство искренней зависти по этому поводу, и даже пытались создать нечто подобное, но из этого ничего не вышло,   ибо казачество – явление уникальное, событие чисто российского свойства.

Профессор  А.Козлов полагает, что как самостоятельная общность казачество определилось в ХII веке. Сообщество казаков в конечном итоге на  протяжении нескольких столетий  успело  пройти этап субэтнической категории, субэтноса. Этот процесс замедлился, когда в начале  XVIII века Петр I превратил казаков в  регулярное войско и с этого времени среди казачества начинает развиваться сословное начало. Эти процессы  протекали с ХVIII  до начала ХХ в. Современную историю казачества можно условно отсчитывать с 1570 г..  Именно к этому времени  относится первое упоминание о Старо-Черкасской или Черкасской крепости, основанной донскими казаками.

Еще в XIV-XVII веках вольные люди (казаки) работали по найму, несли военную службу в пограничных районах. Они участвовали в войнах и походах. К началу ХХ столетия в России насчитывалось 11 казачьих войск. В числе других было и Оренбургское казачье войско. По численности населения оно занимало третье место. С годами Оренбургское казачье войско расширялось, вбирало в себя представителей различных народностей и сословий, постепенно становясь многонациональным образованием. Рядом с русскими  казаками,    служили украинцы, башкиры, татары, калмыки, киргизы, мордва, чуваши, поляки.

Казаки не допускали деления людей по национальному или религиозному признаку. Православные церкви мирно уживались с мусульманскими мечетями. Общим в казачьей среде  являлись верность присяге и любовь к России, воинское товарищество и братство.

Основную массу населения, на базе которой формировалось казачество, составляли выходцы из славянского народа и преимущественно из русского, поэтому  господствующим языком, языком общения с самого начала был русский.

 

 

 

Обустройство станицы  Магнитной

(воспоминания старожилов)

В станице существовало четыре района: два старинных – Крепость и Форштадт, условно делящих старую Магнитку на две части, в  них проживала основная часть населения.  И два окрестных района - «Шанхай» и «Оторвановка»,  в которых  селились мастеровые:  чеботари, кузнецы, занимающиеся   добычей камня – плетняка, который шел на амбары, заборы. Располагался этот район под горкой Крепостной, напротив современной ТЭЦ.  Именно там,  в 1929 году  была построена первая плотина. В Шанхае жили в основном  приезжие, часто потомки тех, кто занимался извозом руды с горы Магнитной на металлургические заводы Белорецка, Тирляна. Район располагался  параллельно современной улицы Завенягина,  до проспекта К.Маркса. В старом  поселке Магнитном было шесть просторных улиц:  Уральская,  Московская, Советская, Кооперативная, Средняя, Рабочая. Улицы по мере строительства второй плотины  расселялись. От прежних улиц в настоящее время остались – Приозерная и Рабочая.  В станице, возле церкви, находилась площадь, которую называли  Базарной, Центральной или Большой. На площади располагался базар и множество магазинов, один из них – кирпичный купца Починского, торговали ситцем, леденцами, керосином, мылом и т.д.

 На улице Большой располагалась школа, до 1924 года мальчики и девочки учились отдельно. Позже школа размещалась в доме купца Починского, на втором этаже,  на первом находился сырный завод. Во дворе  стоял молельный дом староверов, окрашенный бордовой краской. На улице Большой прилегающей к церковной площади, традиционно селились казаки – офицеры.

В крепости была еще одна маленькая площадь,  посредине которой  располагалась  часовенка, вокруг росла сирень.  В районе  современной улице Блюхера, в 20-е годы, располагалась   ярмарка, обустроенная башкирскими юртами в которых  пили  кумыс, готовили бишбармак.

 Ниже строений купца Шлыгина, что сейчас на территории психбольницы, находились поповские дома. Шлыгинская усадьба утопала в зелени тополей и сирени.  Неподалеку росли тополиная и березовая аллеи.

 Во время затопления  большая часть этих трех районов «Крепость, Форштадт,  Оторвановка  ушли под воды заводского пруда.

Храмы станицы Магнитной.

Через несколько лет после начала строительства крепости Магнитной, В 1747 году была основана церковь. Закладывали ее в начале лета, на Троицын день, поэтому она получила название Святой Троицы. Фундамент ее был сделан из камня, а здание возвели из тополя, в изобилии росшего на берегу реки Яик. Церковь обслуживалась одним священником. Крепость постепенно расширялась , в ней росло население и старая церковь уже не вмещала всех прихожан. Тогда в  1828 году была построена новая, теперь уже каменная церковь «Во славу Пресвятой Троицы». После того, как сгорела первая деревянная церковь, во второй сделали отопление,  и богослужение проводилось круглогодично. С ростом населения в станице  Свято–Троицкий храм стал тесноват и не мог вместить всех прихожан, поэтому в 1910 году рядом с первой была построена еще одна каменная церковь с таким же названием. После революции оба храма были закрыты, а с началом строительства города разрушены и затоплены.

   В полутора верстах от поселка Магнитного стояла часовня.  Ежегодно 8 июля, в День Казанской иконы Божьей Матери, к ней от церкви совершался крестный ход, на который собирались жители станицы Магнитной и окрестных поселков. По преданию, часовня была возведена на месте, где одной старушке «явилась Казанская Божья Матерь». Она была деревянная, в плане круглая, купол тоже был деревянный, не крашенный.  Находилась  часовня, примерно, в районе сегодняшнего перекрестка улиц Завенягина и Ленина, около углового дома на сваях. Старожилы помнят, что к месту прежнего хранения иконы, уже после Отечественной войны народ окрестных сел и станиц еще долго сходился, чтобы испить животворной родниковой водицы и поклонится  святому месту.  Очевидцы помнят, что шествие к роднику «прикрыли» только в 1957 году. При строительстве города часовню разрушили, а святой родник засыпали землей. Так закончили свое существование церкви Магнитного поселка.

 

Казачий костюм.

Женский костюм

            В  станицах  и  поселках,  расположенных  вблизи  городов,  одежды  русских  казачек  имели  большое  сходство  с  модными  костюмами.  В  населенных  пунктах,  удаленных  от  городов,  длительное  время  использовались  русские  сарафаны.  Праздничный  костюм  пригородных  казачек  состоял  из  ситцевого,  шерстяного

(реже шелкового) платья,  сшитого  по  образцам  модной  одежды  того  времени:   юбка  с кофтой,  плотно  облегавшей  талию,  а  также  платья  с  лифом.  Но  такой  костюм  носили  исключительно  девушки  и  молодые  женщины,  а  более  пожилые  одевали  те же  юбки,  но с  обыкновенными  широкими  кофтами.  Одежду  казачки  шили  сами  на  машинке,  но  праздничную  одежду  заказывали  у  известных  в  поселке  портных.  Такую  одежду  тщательно  берегли:  ее  не  стирали  и  не  гладили,  хранили  в  специальных  сундуках  и  по  будничным  дням  не  надевали.

            В  конце  ХIХ  -  начале  ХХ  в.  почти  вся  рабочая  и  повседневная  одежда  изготавливалась  из  холщового  материала,  только  праздничное  одеяние  казаки  шили  из  покупного  ситца,  который  они  очень  берегли.  Шелка  многие  из  них  вообще  не  видели.  Ткань  домашнего  изделия  приготавливалась  из  шерсти,  льна  и  конопли.  Льняные  холсты  отличались  от  конопляных  тонкостью  прядения  и  изяществом.  Полотно  из  конопли  имело  серо – белый  цвет,  но  впоследствии  казаки  научились  красить  его. Из  домотканого  конопляного  и  льняного  полотна  шерстяным  утком  шили  юбки,  кофты,  брюки,  демисезонную  одежду – кафтаны.  Такая  практика  у  Оренбургских  казаков  существовала  до  начала  ХХ  века,  когда  сеять  лен  в  колхозах  запретили.

Женское  нижнее  белье  состояло  из  длинной  или  короткой  рубахи,  рукава  которой  доходили  до  кисти  рук.  Самым  известным  компонентом  женской  одежды  являлась  кофта  и  юбка.  Кофты  шились  из  ситцевых,  атласных,  полушерстяных  тканей,  украшались  кружевом,  бисером,  гарусом.  Кофты  в  юбки  не  заправлялись.  Дополнением  к  одежде  казачек  служили  пуховые  или  шерстяные  шарфы  -  самовязки,  зимой  голову  покрывали  пуховыми  или  шерстяными  шалями.     Дополнением  к  праздничному  костюму  женщин  служили  белый  крахмальный   воротник  и  манжеты.  В  летнее  время  сверху  платья  они  носили  большие  разноцветные  шелковые  или  шерстяные  платки,  которые  накладывались    на  плечи,  а  у  груди  прикалывались  булавкой  или  брошкой.  У  некоторых  замужних  женщин  платки  повязывались  на перед,  а  у  девушек  под  подбородком. 

            Своеобразием  отличалась  прическа  женщин,  на  протяжении   жизни  казачки  несколько  раз  меняли  ее.  Волосы  они  никогда  не  стригли  -  считалось  так  положено  по  Библии.  Незамужние  женщины  носили  одну  косу  с  одной  -  тремя  лентами,  ее  заплетали  на  несколько  дней  -  « от  бани  до  бани ».  На  свадьбе  волосы  девушки  делились  на  две  косы,  в  40  лет  их  укладывали  на  затылке «замочком»,  а  в   старости  обвивали  вокруг  головы.  Повязка  (чепец)  носимая  женщиной     на  голове,  приготавливалась  из  атласа  или  другой  красочной  шелковой  ткани. Головной убор  девушки  состоял из  гребенки, вкладываемой  в волосы, или из ярких лент,  вплетаемых  в  косу.  Некоторые  казачки  носили  к  тому же  сетки,  сплетенные  из  шелковых  или  бумажных  ниток  украшенных  разноцветными  бусами. 

            Основным  видом  обуви  казаков  служили  сапоги. Праздничной  обувью  женщин  были  высокие  ботинки  на  шнуровке  («венгерки», «скороходы»,  «полусапожки»).  Бытовали  еще  и  черевички  -  обувь  с  подошвой  из  толстой,  а  верх  из  тонкой  кожи.  Богатой  обувью  считались  калоши.  Они  были,  очень  дорогие,  поэтому  приобретались  только  для  старушек  -  в  них  они  ходили  в  церковь. 

  Мужской костюм

            Введенная  в  ХVIII  веке  И. И. Неплюевым  унифицированная  форма  одежды  Оренбургских  казаков  просуществовала  до  начала  ХIХ  столетия  и  неоднократно  менялась.  Одежда  их  постепенно  утрачивала  свой  первозданный  вид  и  почти  целиком  слилась  с  общевойсковой  формой.  Официальная  (форменная)  одежда  казаков  бытовала  в  основном,  как  праздничная  и  надевалась  ее  хозяином  лишь  несколько  раз  в  году  -  по  большим  праздникам. 

Нижнее  белье  казака   состояло  из  кальсон  и  рубахи  покупного  холста,  по  верх  которых  надевались  шаровары  или  брюки  темного  цвета.  Рубахи  представляли  собой  косоворотку   с  разрезом  на  левой  или  правой  стороне,  но  могли  быть  и  с  пуговицами.  Рубахи,  сшитые   из  ситца  или   шелка,  украшались  вышивкой  по  вороту  груди  и  рукавах.  Казаки  в  одних  поселках  заправляли  рубаху  в  штаны,  в  других  -  носили  на  выпуск,  поверх  рубахи  повязывали  длинный  широкий  расшитый  пояс.

В  начале  ХХ  века  вместо  тужурок (курток)  с  глухим  застегиванием,   в  обиход  вошли  костюмы  -  брюки  с  пиджаком,  часто  с  жилетом.  Такой  костюм  шили  к  свадьбам  и  бережно  хранили.  Демисезонной  одеждой  у  казаков  служили  поддевки  или  кафтаны   городского  покроя.  В  зимнее  время  года  главным  атрибутом  одежды  мужчин  являлись  шубы  или  полушубки  на  вате  или  овчине,  покрытые  сукном.  Зимним  головным  убором  являлись  шапки  -  папахи  из  мерлушки  или  каракуля.  Шубы  казаки  иногда  заменяли  бухарскими  халатами  и  кафтанами,  шапки  -  фуражками,  а  валенки  -  сапогами. Кожаную  обувь  казаки  не  покупали,  они  шили   ее  сами  или  заказывали  у  мастеров.  В  уборочную  пору  казаки  носили  сарыки  башкирского  покроя.  В  холодное  время  года  они  надевали  черного  или  белого  цвета  валенки  -  пимы.

 

 Приложение 3.

Словарь

Аркан   - длинная веревка с затягивающейся петлей на конце,  для    ловли   животных.

Армяк   - в старину у крестьян кафтан из толстого сукна.

Арян      - кислое молоко с водой.

Багрение - ловля рыбы, скопившейся в ямах на дне.

Бахчеводство - отрасль растениеводства - разведение бахчевых культур.

Бешмет   - верхняя распашная, обычно  стеганная одежда.

Вентерь   - ловушка для рыбы, устанавливаемая на дне реки.

Галун      - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, лента на   форменной одежде.

Гулебщик - охотник, занимающийся самой прибыльной охотой на крупного    зверя: кабана, волка, лисицу, выдру.

Джурьма  - блюдо из муки, часто ее заправляли молоком.

Дзига        - игра пастухов и воинов.

Доха          - шуба на меху и с верхом из меха.

Зипун        - в старое время: крестьянская одежда - кафтан из грубого толстого    сукна, обычно без ворота.

Ичига        - сапоги, шитые из кусочков сафьяна.

Каймак     - молочный  продукт, который  настаивали  в печи.

Кацавейка - верхняя распашная короткая кофта.

Казак – или козак  (вероятно от среднеазаитского -  казмак – скитаться, бродить).

Казак – «ко» - «зах» - (монгольское) означает: первое – броня, латы, защитник, а второе – межа, граница, рубеж  т.е. «защитник границы».

Квелый – слабый, больной.

Кошма      - большой кусок войлока, войлочная подстилка.

Кошт         - расходы на содержание.

Кулачки    - состязание в рукопашном бое.

Ладанка – кожаный или матерчатый мешок, носимый на груди вместе с крестом. У казаков в ладанке лежали щепоть земли  с родного пепелища, веточка полыни, иногда ладан и обручальное кольцо.

Лопасть     - широкий плоский конец чего-либо.

Малахай   - 1) род старинного крестьянского головного убора – большая   шапка на меху с наушниками;

 2) род старинной крестьянской одежды - широкий кафтан без пояса.

Мерлушка - густой, с крупными завитками мех  из

 шкуры ягненка.

Папаха      - высокая меховая шапка.

Парча         - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Пасмо - моток ниток.

Печать – на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Повитуха    - повивальная бабка (женщина, помогающая при родах).

 Подзор       - 1) в русском деревянном зодчестве: резной карниз;

                       2) спускающаяся кружевная сборка, кайма.

Поднизь - нить или сетка с жемчугом, бисером  (на старинном женском   головном уборе).

Подставка - выставленные на дороге сменные лошади.

Прясло - изгородь.

Ремчук - продукт из кислого молока или сливок, получаемый  после    продолжительного кипячения в котле.

Сабля – обычно украшенная, старинная  один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.

Сайгачник - охотник на сайгака.

Сарыки – это кожаные ичиги с калошами. Кроме того, казаки любили носить шерстяные вязаные носки и тоже с калошами.

Салоп - широкое женское пальто с пелериной, с прорезями для рук или с    короткими рукавами.

Сводимы - первое знакомство жениха с невестой.

Собачник- охотник, травивший зверей собаками - прозвище унизительное   для казака.

Соха - 1) примитивное сельскохозяйственное орудие труда для вспашки   земли;

            2) в старину на Руси - мера земли, являвшаяся единицей налогового обложения.

Стрелок - от названия ружейной охоты на гусей, уток.

Тороки - ремни у седла для привязывания вьюков.

Треух - старое название теплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Треба - богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих  и  по различному  поводу (рождение, смерть, брак).

Тропарь - молитва, священный стих.

Тулуп - долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.

Чесанки – носки из грубой шерсти.  Заменяли казакам портянки.

 Чекмень - 1) суконная верхняя мужская одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана.

Чепец - женский или детский головной убор в виде капора,  закрывающий волосы и  завязывающийся  под подбородком.

 Черевики - женские туфли без задников, на каблуках.

Шашка – (тюрк. шаш-хо – длинный нож)  - холодное (белое) рубящее и колющее оружие. Клинок более прямой, чем у сабли, у казачей и кавказской отсутствует дужка на эфесе.

Шибай - конный пастух.

Шубейка - короткая до колен шуба, а ниже легкая шуба (обычно об изношенной пли мало греющей шубке).

 

 

 

7. Список литературы:

 

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. –     М.,1988г.

2.Анциферова Л.Г, Психология формирования личности - М.,1981.

3. Баканов В.П. Из истории Оренбургского казачества. Очерки. Магнитогорск; Магнит, 1993.

               4. Баканов В.П. Казачки – о женщинах казачках. Челябинский рабочий. 27 октября, 1993.

5. Войнов В. Правда об оренбургском казачестве. Отечество. – М.,1987.

6. Галигузов И.Ф., Баканов В.П. Станица Магнитная. - Магнитогорск. 1994.

7. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала. История и культура - Магнитогорск, 2000.

8. Дегтярев А.Г. Легенды и были горы Магнитной – Магнитогорск, 1993.

9. Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. Калуга: Золотая аллея, 1994.

10. Дорофеев В.В. Над Уралом рекой. Южно-уральское книжное  издательство - Челябинск, 1988.

11.Изюмов Л.И. Уральская казачья община. /Вопросы истории/. №4, 1998.

12. Каминский Ф.Казачество как социальная группа. История, современность - Магнитогорск, 1994.

13. Кривощеков А. Обряды, обычаи оренбургских казаков. Магнит. №1 1991.

14. Кривощеков А. На оренбургской пограничной линии. Рукопись, 1990.

15. Леодестов Н. Основание Оренбурга и первоначальное обустройство его.

Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. 35. 1908.

16. Мишин М.Д. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско. Челябинск, 1976.

17. Номиксов С. Народный казачий быт. Дон. 3 1-2, 1992.

18 Рукушев Е.Ю. Казачество: права и обязанности сословия. Вопросы истории, №5, 1998.

19. Семенов В. Краткая хроника Оренбургского казачьего войска. Магнит. №3.1994.

20. Серов А. Уртазинская станица. Из истории казачьих станиц верхнего Яика. Магнит, 336, 1991.

22.Стариков П.И. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска, - Оренбург, 1891.

23. Щукин Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., педагогика, 1988.

24. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско – Челябинск: Южно-уральское издательство, 1976.

 

Авторы:

 

Кошелева Елена Викторовна, воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад №154»,

 

Николаева Наталья Викторовна, воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад №154»,

 

Лизунова Алла Ивановна,  воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад №139»,

 

Таранова Светлана Петровна, воспитатель МДОУ №161