Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 
Новости за текущий месяц 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1


 
 
Облако тегов 
 
 

Программа курса "История казачества" (5,7 классы)

Программа курса «История казачества» (5, 7 классы)
Составила: учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ № 83»
г. Оренбурга Стежко Татьяна Дмитриевна

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из главных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней, особенно средней школы. Это не случайно, поскольку дети и молодежь составляют основную объектную базу патриотического воспитания, а школа – ведущее учреждение, где закладываются основы гражданско-патриотического становления подрастающего поколения – будущего нашей страны.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается, что отечественное образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
«Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было прирожденное чувство долга».(18, с. 7) Трудом и борьбой казачества к России была присоединена и освоена территория, превышающая в четыре-пять раз ее начальные размеры. Многому можно поучиться у казаков: самоотверженности, мужеству, верной дружбе, терпению, бодрости духа.
Все это явилось основанием введения в содержание общего образования дисциплины «История казачества».
Содержание предлагаемой программы предполагает органически дополнить содержание базовой программы «казачьим компонентом»: рассмотреть вопросы зарождения и развития казачества, показать место и роль казаков в политической истории, отразить основные направления становления казачества России в настоящее время.
Патриотическое воспитание в сельской школе имеет свои особенности: глубокое уважение к Отчизне, понимание ее истории формируется через познание малой Родины, через изучение истории родного села, традиций и обычаев. Для учащихся МОУ «СОШ №83» это, прежде всего история села Городище, в прошлом казачьей станицы, история Оренбуржья – казачьего края. История казачества России, его культурное и духовное наследие – колоссальный источник для патриотического воспитания школьников.
Курс «История российского казачества» рассчитан на преподавание в 5-х классах общеобразовательной школы и является ознакомительным, историко-познавательным по своей специфике (пропедевтика). Он призван создать основу для восприятия углубленного, систематического курса «История российского казачества» в 7-м классе.
Главное назначение курса «История казачества», цель – патриотическое воспитание школьников, приобщение их к традиционной культуре, формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества.
Для достижения заявленной цели курс ставит следующие задачи:
- обеспечение учащихся историческими знаниями о возникновении, становлении и развитии казачества России как особого сословия, о месте и роли казачества в военно-политической истории страны;
- ознакомление с образом жизни, бытом, культурой казаков, с историей казачьей формы, оружия, чинов, наград и символов;
- пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, своего края;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию;
- воспитание патриотизма как важнейшего качества гражданина России во все времена, любви к Большой и Малой Родине;
- развитие личности учащихся на основе овладения историческими знаниями.
Изучение истории российского казачества в МОУ «СОШ № 83» осуществляется в два этапа: 5 класс (34 часа) – ознакомительный, историко-познавательный курс (пропедевтика); 7 класс (34 часа) – углубленный систематический курс.
Курс «История казачества» в 5 классе дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций, обычаев, особенностей материальной культуры казаков. При отборе фактов и событий основным критерием являлась их значимость в истории казачества и России. Большое внимание уделено истории и культуре Оренбургского казачества, что логически вытекает из воспитательных и образовательных целей курса.
Структурно курс разделен на три раздела: 1. Военно- исторический; 2. Быт и культура казаков; 3. Краеведение.
Курс «История казачества» в 5-м классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), выделяемых из школьного компонента.
Второй этап изучения «История казачества» представляет собой углубленный, систематический курс, в основе которого лежит учебник «История казачества России», подготовленный преподавателями исторического факультета Ростовского государственного университета по заказу Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» и Министерства по делам национальностей. Этот курс изучается в 7 классе. Он охватывает историю образования, становления и развития казачества, при
этот особое внимание уделяется вопросу об участии казачьих войск в служении России и охране границ Отечества.
В основе периодизации содержательной части курса «История казачества» в 7 классе лежит изменение характера взаимоотношений казачества и Российского государства от состояния полной независимости до существования как неотъемлемой части российского войска, причем наиболее верной его части.
Курс «История казачества» в 7-м классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), выделяемых из школьного компонента.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения истории казачества учащийся должен
знать/понимать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;
-особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;
-историю возникновения села Городище; -особенности Городища как казачьей станицы; -роль православия в жизни казаков;
-особенности казачьей культуры и образа жизни;
-взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.
уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-представлять результаты изучения материала в формах проекта;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
-осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Программа курса «История казачества» 5 класс
( 34 часа, 1 час в неделю)
Введение. «Мы потомки казаков» (1 час)
История казачества – часть истории России. Мы потомки казаков: значение для человека малой родины, знания ее истории и культуры. Важность изучения своих исторических корней.
Понятия: большая и малая Родина, патриотизм.
Раздел 1. Военно-исторический (19 часов)
Тема 1. «Откуда есть пошли казаки» (2 часа)
Значение слова «казак». Первые упоминания о казаках. Казаки-бродники. Казачьи городки на Дону. Запорожская Сечь. Вольные и служилые казаки.
Понятия: казак, атаман, есаул, круг, станица, курень, товарищество.
Тема 2. Казачьи Войска России: краткая история происхождения, территория (2 часа).
Краткая история происхождения и территории казачьих Войск России: Донское, Оренбургское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Уссурийское, Амурское.
На защите рубежей Российского государства.
Понятия: Войско, старшинство, верность присяге.
Тема 3. Появление казаков на Урале (1 час).
Появление казаков на Яике. Основание Яицкого городка. Походы в Среднюю Азию. Атаман Богдан Борбоша. Царская грамота о жаловании яицким казакам реки Яик. Служа Отечеству. Легенда о Рыжечке.
Понятия: вольные казаки, казачьи ватаги, «линия».
Тема 4. Образование Оренбургского казачьего Войска (3 часа).
Основание г. Оренбурга. Образование Оренбургского нерегулярного казачьего корпуса. Матвей Шилов. Образование Оренбургского казачьего Войска. Василий Могутов – первый атаман Оренбургского казачьего Войска. Оренбургская пограничная линия. Территория Оренбургского Войска, организация управления и система службы. Большое Войсковое Знамя.
Понятия: «линия», нерегулярное войско, наказной атаман, форпост, юрт, казачий земельный пай, действительная служба, «льгота».
Тема 5. Защитники Веры и Отечества: подвиги казаков (3 часа).
Завоевание Ермаком Сибири. «Славное Азовское сидение». Казаки в Полтавском сражении. С Суворовым через Альпы. Казаки в Отечественной войне 1812 года. Присоединение Средней Азии уральскими и оренбургскими казаками.
Понятия: долг, верность, товарищество, героизм, лава, авангард, арьергард, летучий корпус, казаки-партизаны.
Тема 6. Казачьи атаманы. Исторические портреты (3 часа).
Ермак Тимофеевич. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Богдан Хмельницкий. Степан Разин. Кондратий Булавин. Матвей Платов.
Понятия: служилые и воровские казаки, голытьба, «походы за зипунами», струги, острог, служение Отечеству, самоотверженность и героизм.
Тема 7. История казачьей формы. Форма оренбургских казаков (2 часа)
Форма как обозначение особого образа жизни казаков. Основные элементы и атрибуты казачьей формы. Форма оренбургских казаков.
Понятия: папаха, шлык, фуражка, лампасы, обшлага, «прибор», башлык.
Тема 8. Оружие казаков (2 часа).
Оружие ближнего боя. Оружие дальнего боя.
Понятия: шашка, нагайка, кистень, шестипер, копье, пика.
Тема 9. Чины, награды, символы (1 час).
Казачья служба и основные казачьи чины. Награды. Георгиевские кавалеры. Символы и знаки.
Понятия: атаман, есаул, сотник, пятидесятник, хорунжий, георгиевский кавалер, знамя, папаха, шашка, булава, нагайка, серьга, башлык.
Раздел 2. Быт и культура казаков (8 часов)
Тема 1. Казачьи кони (1 час).
Значение коня в жизни казака. Основные породы лошадей, разводимых оренбургскими казаками. Каким должен быть боевой казачий конь.
Понятия: конь – друг казака; башкирская и казахская породы лошадей.
Тема 2. Казачьи поселения. Казачий дом (2часа).
Первые казачьи поселения на Урале. Казачья станица, особенности планировки. Казачий дом. Казачий двор.
Понятия: станица, хутор, палисад, изба, горница, «грядка», залавок, «красный угол», передний двор, базок.
Тема 3. Одежда казаков: мужская и женская (1 час).
Заимствование традиционной одежды казаков у тюркских народов. Мужская одежда: летняя и зимняя. Женская одежда: летняя и зимняя.
Понятия: шаровары, халат, кушак, чекмень, полушубок, сарафан, «сорока», «парочка».
Тема 4. Обряды казаков. Праздники, забавы, игры (2 часа).
Свадебный обряд. Крестины. Похоронный обряд. Проводы казака на службу. Возвращение казака из похода. «Помочь». Праздники: масленица, колядки. Посиделки. Игры: взятие снежного городка, конные скачки, детские игры.
Понятия: пропой, девичник, горный стол, блинный стол, тризна, «помочь».
Тема 5. Казачий фольклор (2 час).
Казачьи легенды, поверья, приметы, пословицы, поговорки. Казачьи песни.
Раздел 3. Краеведение (6 часов)
Тема 1. История возникновения села Городище. Запись в казаки (1 час).
Илецкие соляные копи. На сухопутном соляном пути. Поселение крестьян-однодворцев, переселившихся из Тамбовской, Тульской и Воронежской губерний. Версии возникновения названия «Городище». Городище – казачья станица.
Понятия: соляные копи, крестьяне-однодворцы.
Тема 2. История Храма Михаила Архангела (1 час).
«Дело о строительстве деревянной церкви в селе Городищенское».
От деревянной церкви к каменному храму. От разрушения к возрождению. Храм Михаила Архангела – исторический памятник Оренбуржья. Чудотворная икона.
Тема 3. Знаменитые люди села Городище (2 часа).
Городищенцы на фронтах Великой Отечественной войны. Без них бы не было победы: городищенцы – труженики тыла. Герои мирного времени.
Людскими делами славится земля.
Тема 4. Итоговый урок. Заповеди казаков (1 час).
Казаки – особое сословие. Роль казачества в истории России. Заповеди казаков. Казаки – патриоты России. Мы – потомки казаков.
Понятия: честь, достоинство, верность Отечеству, мужество, товарищество, почитание старших, забота о детях.
Тема 5. Урок повторения и обобщения – урок- экскурсия в
краеведческий музей села Городище (1 час).

Программа курса «История казачества» 7 класс
( 34 часа, 1 час в неделю)

Введение. Место истории казачества в истории России (1 час)
История казачества – часть истории России. Особенности казачества как военного сословия. Место казачества в войске российского государства. Значение для человека малой родины, знания ее истории и культуры. Понятия: большая и малая Родина, патриотизм, казачьи Войска России.
РАЗДЕЛ 1. Истоки. Период полной независимости (1 час)
Тема 1.Возникновение казачества (1 час).
Теории происхождения казачества. Первые упоминания о казаках. Казаки на Дону. Запорожская Сечь. Жизнь и быт первых казаков.
Понятия: казак, бродники, станица, кош, курень, атаман, есаул, круг.
РАЗДЕЛ 2. Несение службы по договору с московскими правителями (н.16 века-1671) (8 часов)
Тема 1. Казаки на государственной службе (1 час)
Городовые и полковые казаки. Станичные казаки. Вольные казаки на службе России. Распространение казаков на Каспий, Яик и Кавказ.
Понятия: городовые казаки, станичные (сторожевые) казаки, вольные казаки.
Тема 2.Казаки осваивают Сибирь (1 час).
Казаки на службе у Строгановых. Поход Ермака. Покорение Сибири. Смерть Ермака. Казаки землепроходцы в Сибири в 17 веке.
Понятия: вольные казаки, атаман, пищальники, ратные люди, острог, ясак.
Тема 3. Донцы и запорожцы в к.16 века (1 час)
Морские походы донских и запорожских казаков. Предпосылки борьбы запорожских и украинских казаков против польского гнета. Конфликт донцов с правительством Бориса Годунова.
Понятия: «струги», «чайки», «Низовое Войско Запорожское», гетман, реестровые казаки, «лава».
Тема 4. Казаки в Смутное время (1час)
Причины Смуты. Казаки в войсках Лжедмитрия I. Участие казаков в первой крестьянской войне. Казаки в войсках Лжедмитрия II. И.М. Заруцкий. Казаки в борьбе против польских интервентов. Участие казаков в выборах новой царской династии.
Понятия: Смута, самозванец, интервенция, «семибоярщина», ополчение, освободительная война.
Тема 5. Казаки в царствование Михаила Романова (1 час)
Взаимоотношения с Москвой донских и яицких казаков. Походы П. Сагайдачного на Москву. Запорожские и украинские казаки в первой половине 17 века. Изменения во внутренней жизни казачьих войск.
Понятия: грамота на владения, вассальные отношения, запорожцы, реестровые казаки, «низовцы» и «верховцы».
Тема 6. Борьба казаков за Черное и Азовское моря (1 час)
Захват казаками Азова. Азовское сидение. Усиление московского присутствия на Дону.
Понятия: запорожцы, донцы, «азовское сидение», «новоприборные казаки».
Тема 7. Казаки и национально-освободительная война на Украине (1час)
Восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Образование слободского казачества. Присоединение Украины к России. Измена Ивана Выговского и Юрия Хмельницкого. Окончание войны и итоги ее для казачества.
Понятия: национально- освободительное восстание, запорожцы, реестровые полки, слободские казаки, Переяславская Рада, гетман, левобережные казаки.
Тема 8. Участие казаков в крестьянской войне под предводительством Степана Разина (1 час).
Причины восстания. Поход казаков на Волгу и Каспийское море. Раскол в Войске Донском. Поход Степана Разина по Волге. Волнения яицких казаков.
Понятия: «бунташный век», домовитые казаки, голытьба, «ходить за зипунами», струги, атаман, круг.
Урок повторения и обобщения (1 час)
РАЗДЕЛ 3. Служба казаков России по присяге (1671-1835гг) (15 часов)
Тема 1. Присяга донцов на верность Россию Казаки на службе России в к. 17 века (1 час)
Присяга донцов на верность России. Переход всего Войска Запоржского на службу России. Участие казаков в Чигиринских и Крымских походах. Упрочение казаков на южных и восточных рубежах России.
Понятия: присяга на верность, гетман, реестровые полки, остроги.
Тема 2. Казаки на службе России в царствование Петра 1 (1 час)
Казаки в Азовских походах. Освоение казаками новых земель. Казаки в Северной войне. Участие казаков в войнах с Турцией и Персией. Конфликт казачества и царской власти. Восстание Булавина. Измена Мазепы.
Понятия: донцы, запорожцы, терцы и гребенцы, яицкие казаки, наказной атаман.
Тема 3. Казачество во 2-ой четверти 18 века. Образование Оренбургского казачьего войска (4 часа)
Укрепление границ России. Создание новых казачьих войск. Образование Оренбургского казачьего Войска. Организация управления оренбургским казачьим войском. Социально-экономическое положение оренбургского казачьего войска.
Понятия: астраханские, оренбургские казаки, особенности оренбургских казаков, наказной атаман, форпосты, нерегулярный корпус, «линия», Войсковое знамя, новолинейные казаки, кантоны, казачий пай, юрт.
Тема 4. Участие казаков в Семилетней войне 1756-1763гг. (1 час)
Подвиги казаков. Казаки под началом А. В. Суворова.
Понятия: «лава», легкая кавалерия.
Тема 5. Казачество в царствование Екатерины II (1762 – 1796гг.) (5 часа)
Казачество в начале царствования Екатерины II. Новый конфликт казачества и царской власти. Дело атамана Степана Ефремова. Восстание под руководством Е. Пугачева. Разгром Запорожской Сечи. Деятельность Г.А. Потемкина во главе казачьих войск Юга России. Казаки в войнах Российской империи в последней четверти 18 века. Упрочение казаков на Кавказе и в Причерноморье.
Понятия: наказной атаман, «регулярство», «лава», «крылышки», «маяк», уральские казаки, черноморские казаки.
Тема 5. Казаки в царствование Павла ( 1 час)
Создание казачьей гвардии. Оформление казачьего дворянства. Казаки в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова.
Понятия: гвардия, Атаманский полк, лейб-гвардии казачий полк.
Тема 6. Казаки в царствование Александра I (1801 – 1825гг.) (2 часа)
Казаки в начале царствования Александра 1. «Положение о казачьих войсках» Казаки в войнах России начала 19 века. Казачьи части в отечественной войне 1812г. и в заграничных походах русской армии.
Понятия: наказной атаман, Войсковая канцелярия, знак отличия «Георгиевский крест»,Отечественная война, фланги, «диверсия», ополчение, заграничный поход русской армии.
РАЗДЕЛ 4. Существование казачества как неотъемлемой части Российского государства (1835 - 1 пол. 20 века) (8 часов)
Тема 1. Казаки в царствование Николая 1(1 час)
Изменения в хозяйстве и быте казаков. Изменения в системе правления. Новые «Положения о войсках». Окончательное оформление казачьего дворянства. Казаки в войнах России 2-й четверти 19 века.
Понятия: верховный Войсковой Атаман России, Войсковое правление, экспедиции, окружное дежурство, станичный сбор, станичное правление, станичный атаман, казачий пай.
Тема 2. Казаки в Кавказской войне (1 час)
Кавказская линия и Кавказское линейное войско. Обострение войны на Кавказе. Покорение Кавказа.
Понятия: линейные казаки, горцы, имамат, мюридизм.
Тема 3. Казаки в Крымской войне 1853-1856гг. (1 час)
Причины и итоги войны. Казачьи части на Дунайском фронте. Действия казаков в Крыму. Оборона Приазовья и Дона. Казаки на Кавказском фронте.
Понятия: восточный вопрос, «лава», пластуны.
Тема 4. Реформы на территории казачьих войск (1 час)
Военная реформа и казачество. Реформа управления. Изменения в жизни и деятельности казаков.
Понятия: реформа, всеобщая воинская повинность, «приготовительный разряд», «строевой разряд», «льгота», станичное общество, станичное и хуторское правления, станичные и хуторские сходы, станичные и хуторские атаманы.
Тема 5. Казаки в русско-турецкой войне(1877-1878гг). Роль в усилении восточных границ России (1 час)
Причины войны. Мобилизация казаков. Казачьи полки в сражении на Балканах. Казаки на Кавказском фронте. Усиление восточных границ империи. Покорение Туркестана. Хивинский поход.
Понятия: восточный вопрос, донцы, терцы, кубанцы, уральцы.
Тема 6. Казачий быт и образ жизни (1 час)
Население. Землепользование. Хозяйство. Образование. Особенности образа жизни.
Понятия: пай, земли общественного пользования, юрт, «помочь», плац, цейхгауз, казарма, управа. Казаки в российских революциях и гражданской войне.
Тема 7. Казаки в российских революциях и гражданской войне (1 час)
Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905гг.). Казачество в революции 1905 – 1907 гг. Казачество в Первой мировой войне (1914 – 1918
гг.). Казачество в революциях 1917 года. Казачество в Гражданской войне (1918 – 1922 гг.). Трагедия казачества.
Понятия: белые и красные, гражданская война, расказачивание.
Тема 8. Казачество в советский период (1 час)
Казачество в 1920 – 1930-е годы. Участие казаков в Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Казачье зарубежье.
Понятия: казачья эмиграция, коллективизация, репрессии, раскулачивание, «чернодосочные станицы».
Итоговый урок. Возрождение (1 час)

Литература для учителя по курсу
«История российского казачества»:
1. Агафонов О. Казачьи Войска в Российской империи. – М., 1995.
2. Гордеев А.А. История казаков. В 3-х частях. – М., 1992.
3. «Гостиный двор». Альманах. – Оренбург.
4. Губернаторы Оренбургского края. – Оренбург, 1999.
5. За други своя или все о казачестве. – М., 1993.
6. «За край свой насмерть стой». Пословицы и поговорки. – М., 1974.
7. Иванов В.А., Чугунов С.М. История казачества на Урале. – Стерлитамак, 2001.
8. История казачества России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
9. Казаки в войнах России (Краткие исторические очерки). – М., 1999.
10. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917 – 90-е годы) – М., 1999.
11. «Казачья сотня». (Краткие биографии ста деятелей казачества на поприще военной и гражданской службы, науки, литературы и искусства в 16 – 20 веках). – М., 1996.
12. Кузнецов А. Награды. Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. – М., 1998.
13. Любовь и Восток. (сер. «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи. – М., 1994.
14. На рубежах Отечества. Учебное пособие по истории Оренбургского казачьего войска и возникновения казачества на Урале. – Администрация Оренбургского района, 1999.
15. Оренбургское казачье войско. Культура, быт, обычаи. – Челябинск, 1996.
16. Подвиг Оренбурга. Сборник. – Оренбург, 2006.
17. Русский фольклор. – М., 1985.
18. Семенов В.Г. Кавалеры Ордена Св. Георгия Оренбургского казачьего войска. – Оренбург, 1992.
19. «Старинные русские песни». – М., 1959.
20. Шибанов Н.С. «Зеленая война». Исторические очерки. – Челябинск, 1997.
21. Шибанов Н.С. Российское казачество. В 3-х частях. – Челябинск, 2006.
22. Футорянский Л.И. Казачество России на рубеже веков. – Оренбург, 1997