7 февраля исполняется 90 лет со дня трагической гибели атамана Оренбургского казачьего войска генерала Александра Дутова.
Он был убит чекистами в городе Суйдуне (Китай) по приказу большевистского правительства. В жестокой братоубийственной войне, которую мы называем гражданской, атаман Дутов занял непримиримую позицию по отношению к большевикам и советской власти. Даже находясь в эмиграции на территории Китая, за пределами советской России он представлял серьёзную угрозу.
Трагическая гибель казачьего атамана предопределила судьбу казачества России в советское время.
Казаки не одно столетие верой и правдой служили Отечеству: защищали границы, участвовали в войнах и зарубежных походах. Не зря у нас в области есть Фершанпенуаз, Чесма, Варна, Париж, Берлин, названия европейских и азиатских городов, где с воинской миссией побывали уральские казаки.
В годы революции и гражданской войны, в отличие от пролетариата, которому, по мнению классиков марксизма-ленинизма, нечего было терять, казакам, в основной своей массе, было что терять. Это была относительно зажиточная часть населения России и большая часть казаков не поддалась спекулятивным обещаниям большевистской пропаганды светлого будущего, а с оружием ожесточенно сопротивлялась советской власти.
Со своей стороны, большевистская власть проводила жесткую политику расказачивания. Выселение казаков, расстрелы и убийства видных деятелей казачества и их семей лежали в основе расказачивания.
Опорой казачества является вера в Бога. Поэтому, чтобы уничтожить казачество, необходимо было уничтожить веру в Бога. Церковнослужители подверглись гонению, церкви и храмы разрушались.
Завершающим ударом по казачеству стала коллективизация, а добили его с помощью репрессий 37 года. В сознании советских людей формировалось устойчивое понятие, что казаки – враги народа, их лозунг «За веру, царя и Отечество» глубоко чужд и вреден.
Справедливости ради, надо сказать, что новая власть не стала уничтожать полностью казачество. И на это были причины. Понимая бессмысленность продолжения братоубийственной войны, к концу гражданской войны значительная часть казаков перешла на сторону советской власти, а наиболее непримиримая эмигрировала и рассеялась по всему свету. Поэтому советское руководство, лишив казаков земли и привилегий стало лояльно относиться к сохранению казаками устоев и обычаев в местах компактного проживания, позволяло нести свою культуру в массы на уровне художественной самодеятельности, но не более. Пресекались любые попытки участия в общественной, тем более политической жизни.
Сейчас ситуация начинает меняться. В новой России возрождается Вера, вместе с ней возрождается казачество.
Принят Федеральный Закон о Государственной поддержке казачества, до 1 апреля должны быть приняты аналогичные законы в субъектах Федерации. Казаки как сословие реабилитированы. Открываются кадетские классы и группы казаков, воскресные школы. Казаки крестным ходом прошли Свердловскую, Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую области с Иконой Божьей Матери «Табынская». Решаются вопросы участия казаков в охране Государственной границы.
До принятия регионального Закона о поддержке казачества в Челябинской области и открытия финансирования необходимо решать организационные вопросы участия казаков в охране Государственной границы на общественных началах. В соответствии с разработанными документами и графиками отрабатывать схемы оповещения казаков, их экстренные сборы, провести обучения и сборы ДКД в хуторах и станицах в конце февраля месяца по проверке готовности казаков к несению государственной службы по охране границы.
Казаки могут и должны реализовать себя в наведении общественного порядка в местах проживания, что будет очень актуально в связи с реорганизацией 1 марта Министерства внутренних дел и сокращения его штатов.
Остро стоит вопрос продовольственной безопасности страны, где у казаков есть реальная возможность вернуться к традиционному занятию хлебопашеством, созданию казачьих поселений. Правительство Челябинской области рассмотрело и одобрило заявку на создание пока единственного в области казачьего поселения в селе Владимировка Челябинской области.
Процесс возрождения казачества идет мучительно трудно, несмотря на наличие законодательной базы и реальную поддержку Президента, Правительства, местных властей. Причина в необходимости преодоления психологического барьера в сознании многих казаков. За годы советской власти изменились психология и сознание потомков казаков. Сменились почти 4 поколения, нарушилась связь поколений. Люди старшего поколения, напуганные сталинскими репрессиями, неохотно делились с детьми и внуками своей родословной, традициями казачества. Сегодняшнее поколение, по большому счету, люди без роду и племени, пытаются через архивы восстановить свою родословную.
Советская власть и «дикий» капитализм, пришедший ей на смену, уничтожили чувство хозяина, которое было свойственно казакам, породили неуверенность, страх перед будущим, пассивность и, как следствие, у значительной части нездоровый образ жизни.
Сегодня есть реальная возможность не на словах, а на деле возродить казачество во имя предков, качественного улучшения жизни. И это зависит от осознания каждым казаком ответственности перед будущим своих детей, преодоления барьера недоверия, переходя к активной жизненной позиции, здоровому образу жизни.
Лучшей памятью атаману Дутову будет возрождение казачества, традиции которого он глубоко чтил, за них он отдал свою короткую, но яркую жизнь.