Поиск по сайту

Оренбургское войсковое казачье общество

Поиск по дате

Выбор темы

Оренбургское казачье войско Атаман ОВКО В.И. Романов Представительство ОВКО во Франции Исетский казачий кадетский корпус им. св. Цесаревича Алексия Добровольные народные дружины Войсковой священник протоиерей Максим Миняйло Рождественские чтения Ильинская СОШ (г. Богданович) Расказачивание Объявление Анонс 75-летие Победы в Великой Отечественной войне Журнал «Оренбургский казачий вестник» Видео Аудио Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл Митрополит Челябинский и Миасский Григорий Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл Челябинская епархия Екатеринбургская епархия Православная вера Социальное служение Верхнеуральский казачий кадетский корпус (Челябинская область) Библиотека Митрополит Челябинский и Миасский Алексий Гранты, субсидии Казачий туризм Казачья партия Российской Федерации Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений 30-летие возрождения Оренбургского казачьего войска Поздравление Новости партнеров Военная служба российского казачества Спорт АГиКС Памятные даты КОБР Кошевая служба Вечная память Российское казачество Пресс-служба ОВКО Чебаркульский гарнизон Всероссийское казачье общество Полевые сборы Служба казаков Творчество казаков Казачья культура ГАУ СО «Региональный центр патриотического воспитания» Федеральное агентство по делам национальностей Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством Круг Совет атаманов Атаман ВсКО Н.А. Долуда Соревнования Представительство ОВКО в Карелии Представительство ОВКО в Москве и Московской области Уфимско-Табынский отдел (Республика Башкортостан) Зауральский отдел (Курганская область) Среднеуральский отдел (Свердловская область) Пятый отдел ОКВ «Исетская линия» (Свердловская область) Четвертый отдел ОКВ (Челябинская область) Второй отдел ОКВ (Челябинская область) Первый отдел ОКВ (Оренбургская область) Казачья кибердружина «МедиаЩит» МБОУ СОШ № 112 (Екатеринбург) Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова Красноуфимский педагогический колледж Федерация рубки шашкой «Казарла» Общественное движение «Казачий Дозор» Екатеринбургский кадетский корпус Первый уральский казачий кадетский корпус Школа народной журналистики Поисковое дело Дошкольное казачье образование Уральский государственный горный университет Студенческий центр патриотического воспитания «Святогор» УГГУ Слет казачьей молодежи Молодежная казачья организация Среднего Урала Молодежная казачья организация ОВКО Казачья молодежь Казачье образование Патриотическое воспитание Международные отношения

Как казаки встречали Новый год и Рождество

29 Декабря 2021 11:06 668

Как казаки встречали Новый год и Рождество

Главным зимним праздником у казаков было Рождество. Рождеству предшествовал строгий пост. С восходом первой звезды 7 января (25 декабря по старому стилю) казаки разговлялись, начинали есть скоромную еду. Первым и главным блюдом, которое открывало Рождество и которым угощались после серьезного поста, было сочиво.

Рождество – это праздник своеобразного обновления, очищения и благословения. Оно почиталось казаками и донскими жителями намного раньше, чем введённый Петром I Новый год. В XVII веке Новый год казаки по старинке отмечали осенью, но особенно не праздновали. Традиции пышных празднеств, карнавалов пришли на Дон в конце XVIII века, окончательно утвердившись в XIX веке. К рождественскому посту в прошлые века относились как к возможности покаяния, очищения и обновления, а в канун Рождества казаки обходили свои владения и произносили слова, передающиеся из поколения в поколение – колядки. Это пожелания богатства, процветания, здоровья.

Так, с особенным чувством казаки относились к лошадям. В рождественский сочельник хозяин первым делом посещал конюшню со словами «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег». Историк Татьяна Власкина в своих исследованиях рассказывает о своеобразном обычае на Дону зазывать «птичье счастье» – для этого детей заставляли квохтать или гоготать по-птичьему.

Щедрование, колядование и раздача кутьи (каши из цельнозерновой пшеницы с узваром). В XIX веке каждого, кто в чужом доме спел щедровку или колядку, а тем более принёс кутью, ждал щедрый подарок от хозяина дома. В ночь под Новый год (сейчас – старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром 14 января начинали «посевать» – поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём посевать должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшениям в жизни! После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.

Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки. Наступал канун старого Нового года – 13 января, щедрый вечер. В этот вечер ходили колядовать. Большие компании ряженых обменивались пожеланиями между собой и со случайными прохожими, заходили в каждый дом. Эта традиция была под запретом в середине прошлого века, но, тем не менее, поддерживалась народом, в большей мере в сельской местности. Она была забыта в 1990-х годах, когда под видом ряженых в дома могли попасть бандиты.

На Дону святочные традиции объединили и славянские верования, и христианские каноны. Казаки шли в церковь, а потом по хуторам и станицам носили звезду Велеса (шестиконечную), обряжались в животных, покровителем которых был Велес, пели колядки (стишки, означающие солнцеворот с зимы на лето). После революции и введения нового календаря произошёл сдвиг дат, смешение традиций. После 1917 года Новый год приходится на середину рождественского поста, завершающегося праздником Рождества Христова, отмечаемого по старой традиции практически за неделю до Нового года, по старому стилю – 14 января. Так и родилась традиция празднования старого Нового года.

В старину неделя между Рождеством и Крещением наполнялась особым магическим смыслом. Считалось, что жизнь замедляется и в это время открываются странички будущего. Одним из гаданий были и вареники с сюрпризами. Если вареник с мукой, жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.

Источник: https://rostov.aif.ru/society/details/zabytye_tradicii_prazdnikov_kak_kazaki_vstrechali_novyy_god_i_...


Фотографии


Поделиться новостью:

Все новости

Новости

В Челябинске состоялась встреча войскового атамана В.И. Романова с начальником областного главка М.И. Скоковым

В Главном управлении МВД России по Челябинской области состоялась рабочая встреча начальника Главного управления МВД России по Челябинской области Михаила Ивановича Скокова и войскового атамана Оренбургского...

21 Января 2022 16:09 12

4

Памятные даты: Владимир Иванович Ершов – наказной атаман Оренбургского казачьего войска

21 января 1892 года генерал-майор Владимир Иванович Ершов был назначен оренбургским губернатором и наказным атаманом Оренбургского казачьего войска.

21 Января 2022 09:37 121

В Екатеринбурге почтят память жертв расказачивания

24 января 2022 года в день 103-й годовщины расказачивания в России, в Екатеринбургском Храме на Крови пройдет панихида по всем невинно убиенным атаманам и казакам в результате расказачивания.

21 Января 2022 09:30 141

Все новости
00:00