Перечень целевых показателей по реализации стратегии подписан 9 ноября текущего года премьер-министром Михаилом Мишустиным. В документе содержится 35 пунктов по семи направлениям. Общие направления развития российского казачества содержались и в прежней стратегии, действовавшей до 2020 года, но сегодня они нуждаются в конкретизации. Исходя из анализа, который был изложен в докладе Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), число показателей увеличилось, и они стали более конкретными.
Начнем с экономики, ибо она правит миром. В прежнем перечне содержалось всего два пункта: мониторинг мер государственной поддержки казачьих обществ, оказание информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития их экономической деятельности. В новом перечне стало больше пунктов, они стали более предметными.
Первые ростки казачьей экономики показали себя. Казачьи общества получили возможность арендовать земельные участки, занимаясь сельскохозяйственной деятельностью, создавая этнографические комплексы и рынки, разрабатывая туристские маршруты. Начинания требуют поддержки со стороны государства и органов региональной и муниципальной власти. Речь идет об оказании поддержки казачьим обществам в виде целевых субсидий на уставную деятельность.
Впервые сказано об участии казачьих обществ в реализации государственных и муниципальных программ. Дело это непростое, так как помимо желания необходимо правильно оформить документацию. В раздел «Экономическое развитие российского казачества» включены семинары и методическое сопровождение проектов, оказание консультационной помощи. Думается, что с созданием Всероссийского казачьего общества эта работа станет системной.
Говорится и о предоставлении казакам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без участия в торгах. Внесение поправок в Земельный кодекс РФ позволило казачьим обществам получать землю на льготных условиях. Однако в последнее время участились случаи споров между казачьими обществами и фермерами. Зачастую обе стороны претендуют на одни и те же земельные участки. Есть случаи, когда судебные инстанции, куда вынуждены обращаться казачьи общества для защиты своих интересов, выносят решения в пользу фермеров
Некоторые судьи почему-то руководствуются не столько нормой закона, сколько практикой применения решений в отношении специальных субъектов, к коим люди в мантиях относят казачьи общества. Такой подход может привести к тому, что при истечении срока аренды казачьи общества могут лишиться земли. Это серьезная проблема, требующая решения на государственном уровне, поскольку фермеры нацелены на извлечение прибыли, а казачьи общества — на использование прибыли на уставные цели: воспитание детей и молодежи в духе патриотизма, организацию спортивные и военно-прикладные состязания, содействие развития казачьей культуры. Зачастую казачьи общества покупают форменную одежду для школьников из малообеспеченных семей, выделяют средства для летнего отдыха казачат, закупают продукты питания для военно-полевых сборов, за свой счет возят детей на экскурсии.
Исходя из этого, необходимо разработать механизм правовой защиты экономики интересов казачьих обществ.