Необходимость внесения коррективов в «Стратегию государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2030 годы» – главный вопрос повестки, рассмотренный на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 14 февраля 2023 года.
В частности, члены Совета единогласно поддержали предложенные Всероссийским атаманом дополнения в текст Стратегии, которые связаны с участием казаков в СВО, несением ими государственной и иной службы, военно-патриотическим воспитанием молодежи.
Боевая подготовка резерва – обязательна!
В условиях ведения специальной военной операции атаман ВсКО предложил конкретизировать одно из главных направлений Стратегии, связанное с обеспечением участия российского казачества в мероприятиях по укреплению обороны страны, государственной и общественной безопасности – дополнением о предоставлении возможности войсковым казачьим обществам комплектовать добровольческие казачьи формирования.
– Казак – это прежде всего воин, защитник Отечества, а казачество – неотъемлемая часть России. С начала специальной военной операции казаки не стали отсиживаться по хуторам и станицам, как это хотелось противнику. Сегодня 17,5 тысяч казаков в составе 13 казачьих добровольческих отрядов приняли и принимают участие в СВО, мужественно выполняя свой воинский в самых горячих точках, – сказал Николай Долуда.
Что касается требований пункта 13 Стратегии, связанных с обеспечением участия членов войсковых казачьих обществ, пребывающих в запасе, в ежегодных военных сборах, Совет принял предложение атамана ВсКО добавить в формулировку выше названного пункта слово «обязательное участие».
– Всегда служба у казака была по доброй воле и по чести! И сегодня об этом забывать нельзя, – сказал атаман ВсКО.
По словам Всероссийского атамана, в 2022 году боевую подготовку на полигонах прошли более 12 000 казаков, из них 2 822 – казачья молодёжь, что на 5,5 тысяч казаков больше, чем в 2021-ом.
– В организации и проведении военно-полевых сборов планку задают Кубанское, Оренбургское, Волжское казачьи войска. В то же время во «Всевеликом войске Донском» и Енисейском казачьем войске были проведены сборы с небольшим охватом казаков, а в Забайкальском, Иркутском и Уссурийском казачьих войсках военно-полевые сборы вообще не проводились, что является совершенно недопустимым и показывает слабость и непонимание атаманским корпусом этих вопросов, – подчеркнул Николай Долуда.
С целью повышения эффективности реализации не менее важных направлений государственной Стратегии, связанных с охраной общественного порядка, защитой государственной границы, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, участием в природоохранных мероприятиях, атаман ВсКО предложил максимальный сценарий данного направления перевести в раздел целевого и основного сценария Стратегии.
– В большинстве субъектов к несению государственной или иной службы казаки привлекаются лишь эпизодически. Увеличение численности состоящих на службе казаков достигнуто только в 5 войсковых казачьих обществах и 6 субъектах РФ: в Кубанском (Краснодарский край), Всевеликом войске Донском (Ростовская область), Центральном (Белгородская область), Терском (Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания) и Черноморском (Республика Крым) войсковых казачьих обществах, – сообщил Н.А. Долуда.
Успешная реализация такого направления государственной или иной службы казаков, как участие в природоохранных мероприятиях, а также социально-экономического развития казачьих обществ, по мнению Всероссийского атамана, напрямую зависят от тесного взаимодействия ВсКО с постоянными комиссиями Совета: комиссии по привлечению российского казачества к участию в обеспечении природоохранной деятельности, экологической безопасности и охране лесов и комиссии по поддержке экономического развития российского казачества.
«Консолидация власти и казачества – нужна, как воздух»
Как отметил атаман ВсКО, содействие процессу взаимодействия казачества и власти для Всероссийского казачьего общества является одной из главных направлений деятельности.
– Не могут не радовать субъекты, в которых работа по выполнению требований Стратегии осуществляется на высоком уровне именно благодаря сотрудничеству казачьих обществ с представителями региональной и муниципальной власти: в Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Красноярском краях, Ростовской, Тюменской, Сахалинской, Самарской, Пензенской и Астраханской областях, Республиках Крым, Адыгея, Северная Осетия – Алания и Карачаево-Черкессия, – сказал Николай Долуда.
Атаман ВсКО подчеркнул, что в Кубанском, Терском и Всевеликом войске Донском, как, на отчетных и отчетно-выборных кругах всегда присутствуют руководители субъектов, их заместители, курирующие вопросы казачества, главы муниципальных образований, представители МВД, пограничной службы, военные комиссары, министры образования и другие ответственные лица – все те, с кем войска взаимодействуют в плане выполнения задач целевых показателей Стратегии.
– Там, где власть и казачество слышат друг друга, движутся в одном направлении и усиливают друг друга, – там виден результат! – сказал Всероссийский атаман.
Николай Долуда также отметил, что конструктивный характер обретает сотрудничество казачьих обществ и власти в городе Москве, Белгородской, Магаданской, Калининградской, Калужской, Курганской и Орловской областях, Хабаровском крае, а также в Ямало-Ненецком автономном округе. Наметилась положительная динамика в Забайкальском крае.
Вместе с тем, подчеркнул Всероссийский атаман, есть субъекты — Республика Калмыкия, Оренбургская, Нижегородская, Воронежская, Тверская области и Алтайский край, – в которых единая система взаимодействия региональной власти и казачества не выстроена.
– В настоящее время, как воздух, нужна консолидация общества, а тем более исполнительной власти и казачества, – акцентировал атаман ВсКО. – Потому непонятно такое отношение к задаче, поставленной Президентом.
Память героев СВО увековечат казачьи школы, кадетские корпуса, вузы
Руководством Совета учтено предложение атамана ВсКО, направленное на увековечивание памяти казаков-героев СВО. Совет рекомендовал постоянной комиссии по содействию развитию системы казачьего образования Совета совместно со Всероссийским казачьим обществом направить свои предложения об открытии в образовательных организациях, реализующих образовательные программы с учетом культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества, музейных комнат, посвященных СВО.
Задача создания центров военно-патриотического воспитания – станет отдельной строкой Стратегии
В рамках выполнения задач Стратегии по открытию центров казачьей культуры и молодёжных центров Всероссийский атаман предложил внести в Стратегию пункт о создании центров военно-патриотического воспитания, а также дополнить соответствующим пунктом перечень Целевых показателей.
– Необходимо ставить во главу угла начальную военную подготовку для всех образовательных организаций, реализующих казачий компонент, с обязательным акцентом на то, что казак – это прежде всего воин, – подчеркнул Всероссийский атаман.
Воспитательная работа в данных центрах, как и во всех учреждениях казачьей направленности, как утверждает Николай Долуда, будет строиться на обычаях, традициях и героическом прошлом и настоящем казачества.
– Деятельность центров военно-патриотического воспитания позволит формировать у молодых казаков принципы чести, совести, уважения к труду, к старшим, готовности всегда прийти на помощь и сострадать. Им будут чужды трусость, предательство и подлость. Именно эти лидеры смогут повести за собой казачество и обеспечить его будущее, – сказал атаман ВскО.
Информационный фронт – совместная забота и ответственность власти и казаков
Всероссийский атаман считает, что в условиях ужесточения информационной войны, выполнение задачи Стратегии, связанной с популяризацией деятельности казачества и формированием благоприятного отношения к образу казака-воина, – чрезвычайно важно для достижения целей специальной военной операции и обеспечения безопасности страны.
– Предлагаю доработать пункт 19 Стратегии, касающийся развития информационных ресурсов и формирования с помощью СМИ идеологической составляющей казачьего движения в регионах, и возложить ответственность за решение вопросов информационного освещения деятельности казачества на региональные органы власти.