Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписанные казачьи законы.
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а поиграть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе и, если кто уже перехватил лишку, то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить; поговорка говорила "подавать можно, неволить нельзя". Застольная песнь напоминала: "Пей, но ум не пропивай".
Не ходил казак под руку с женой и не носил на руках дитё на людях, но обуславливалось это заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу - другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа - с одним дитём на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: "Мама, а где мой батя?". По той же причине и с ребёнком на руках казак не появлялся на людях.
Длительный период у казаков были в обычае как "мужские беседы" (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины - по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки, скорые на расправу, пускали в ход оружие.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодёжи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы - это было заботой о нравственных устоях молодёжи - ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал палку во двор невесты. У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги - за приданое - так называемую "кладку" - отец жениха.